Имя И.К. Айвазовского связано с представлением о бурях или на море.
Необычный «Зимний обоз в степи» (1857 г.) характеризует Айвазовского с иной стороны. В 1850-х годах у него появляются изображения украинских степей и чумаков то в дороге, то на привале. Зимние виды особенно редки в творчестве Айвазовского, но они также говорят о его наблюдательности. Картина Смоленского музея свидетельствует о понимании им поэтической прелести солнечных морозных дней.
Пейзаж Ф. А. Васильева «Тополя», несмотря на изображение мельниц и крестьянина, идущего с мешком на плече, прежде всего посвящен самой природе. Васильев увидел ее в тревожный час, когда над степью идут тучи и сквозь них прорывается луч света. Художник, хорошо изучивший пейзажи своей страны, уловил почти драматическую напряженность в мотиве несложном и знакомом.