С большим мастерством разрешил Андреа дель Сарто проблему движения вверх в «Вознесение Марии». Этой теме Андреа посвятил два произведения, а может быть, правильнее назвать их двумя вариантами, отделенными один от другого приблизительно пятью годами.
Наибольший интерес представляет раннее «Вознесение», созданное около 1522—1523 года (Флоренция, галерея Питти). Композиционно картина делится на две части — верхнюю и нижнюю: наверху, на облаках, мадонна, окруженная ангелочками, внизу, у пустого саркофага, фигуры святых.
Художник изобразил тот момент евангельской легенды, когда Мария только что вознеслась на небеса и восседает на облаках, но движение продолжается, только оно перестало быть стремительным, а стало плавным и едва уловимым. Этому ощущению медленного, но непрерывного движения способствует композиция, построенная на ритме кривых линий.
Облако, поддерживающее Марию, заканчивается внизу плавной выгнутой дугой, которая повторяется расположением фигур ангелочков. Ту же дугу, но менее отчетливо, можно проследить в композиционном построении фигур, расположенных в нижней части картины, — она намечается коленопреклоненными св. Николаем слева и св. Маргаритой справа и апостолом Фомой, стоящим у саркофага. Эти фигуры выделены и цветом и светом.
У Маргариты ослепительно белый платок на голове, золотисто-оранжевый плащ у св. Николая, а одежда св. Фомы строится на сочетании сочного глубокого синего цвета с ярко-красным. Роль света в «Вознесении» вообще весьма существенна: вся верхняя часть залита мягким золотистым светом, в то время как в нижней части композиции активен контраст света и тени.
А между верхней и нижней частью бездонное темное, почти черное небо. Подобное распределение света служит той же цели, что и композиция, оно усиливает динамику движения. Цвета одежды апостола Фомы повторяются в тех же, но более приглушенных тонах одеяния Марии. Фома стоит, запрокинув голову, и плавным жестом левой руки указывает стоящим внизу на возносящуюся мадонну. Таким образом, и повторение цвета и жест Фомы связывают верхнюю и нижнюю части композиции и подчеркивают движение вверх.