В Государственном Эрмитаже «Святое семейство», которое считали раньше копией, принадлежащей кисти неизвестного мастера и хранили в фондах Эрмитажа, — является также произведением Андреа дель Сарто. Оно упоминается у Вазари, но на протяжении длительного времени числилось утраченным. Под этой же рубрикой картина значится и в книге Шермана. Если предположения его подтвердятся, Эрмитаж сможет считать себя обладателем второй картины Андреа.
Созданное между 1515 и 1518 годами луврское «Святое семейство» свидетельствует о весьма ощутимых изменениях в стиле Андреа. При анализе «Святого семейства» из Эрмитажа прежде всего хотелось отметить мягкость форм; в луврской же картине более решительная трактовка формы, меньше чувствуется сфумато, значительно более активны контрасты света и тени. Отсюда не только четкость, но и большая твердость рисунка. Единство пластической формы и компактность композиции, свободный разворот фигур в пространстве и скульптурность форм, не говоря уже о смелом использовании света, свидетельствуют о том, насколько пристально Андреа изучал Микеланджело.
Говоря о разработке тончайших соотношений света и тени и о мягком освещении, которые придают особую жизненность персонажам, уместно напомнить о влиянии Леонардо да Винчи в области искусного использования сфумато. Картон Леонардо «Святая Анна» был выставлен значительно раньше создания «Мадонны с младенцем» Сарто. Он ошеломил всех современников, и мимо него, конечно, не мог пройти и Андреа дель Сарто. Но не только сфумато, использование светотени и приемы композиции поразили Андреа. Все это относится к категории средств художественной выразительности.
Следует остановиться еще на одном «Святом семействе» (Рим, Национальная галерея), которое относится к самым последним годам жизни Андреа (1528—1529) и является одним из самых сильных произведений мастера. В этот поздний период Андреа остается верен принципам Возрождения. Здесь с большой убедительностью выступает источник жизненных сил ренессансного искусства, которое всегда было тесно связано с природой и реальной натурой.