А. Будников «Стоят насмерть»



А. Будников «Стоят насмерть»

В течение послевоенных десятилетий на основании незабываемых впечатлений и фронтовых рисунков, Александр Будников выполнил несколько живописных полотен, обозначенных большой жизненной конкретностью и исторического достоверностью.

Среди большого числа картин, посвященных советским живописцами сталинградской эпопеи, полотна «Стоят насмерть» и «В защиту Волжской твердыни» - в числе самых впечатляющих. Рисованные очевидцем, они безгранично правдивые как в плане воплощения образов героев, так и во многих подробностях.

Следующую картину Будников (он был уже не студент, а преподаватель института) посвятил Сталинградской битве.

В дневнике А.С. Чуянова, первого секретаря Сталинградского обкома партии, от 16 сентября 1942 записано весьма примечательная беседа на переправе. Те, что идут на пополнение, спрашивают раненого, которого вывезли из-под огня на левый берег:
-Что там в городе делается?
- Бес его поймет. Видишь, - показал раненый здоровой рукой в сторону Волги, - весь город горит ...
- И почему там горит так долго? - Удивились бойцы.
-Все горит: дома, заводы, земля, металл плавится ...
-А люди?
-А люди? Стоят, стоят, дерутся! ..

В этой стойкости, устойчивости, ощущении того, что другого спасения, как выстоять нечем, был залог победы. В картинах, посвященных Сталинградской битве (их у Будникова было создано несколько), можно было видеть колонны пленных немцев среди руин, капитуляцию фельдмаршала Паулюса, героические поступки отдельных бойцов.

Но первым произведением, в котором показано первопричину победы, была картина «Стоят насмерть» Будникова.

На одном из участков фронта немцы уже готовились переправляться через Волгу, как вдруг группа бойцов генерала Родимцева высадилась и отразила их на небольшом расстоянии от берега.

Враг занял удобную для обороны и наступления позицию в руинах Дома специалистов; нашим пришлось рыть траншею над самым обрывом. Если бы они не окопались буквально «под носом» противника, их бы всех истребили из воздуха.

Но все равно удержать в этой ситуации захваченный плацдарм было, казалось, не человеческим трудом. Однако убежала осень, прошла зима, а все усилия врага овладеть окопом оказались тщетными.

"За Волгой для нас земли нет" - эти слова прославленного снайпера В. Зайцева стали лозунгом тех, кто выстоял.

Среди этюдов Будникова является изображение Дома специалистов и этого исторического окопа. Обстановку и характер «ближнего боя» воспроизвел художник с документальной точностью.

Пейзаж, фигуры - здесь написаны рукой зрелого мастера. По сравнению с дипломной картиной, в этой композиции больше пространственности, тональной собранности, материальности, фактурного разнообразия.

Четко выделенный центр картины с выразительными силуэтами фигур сразу же сосредоточивает внимание зрителя. Далее его зрение невольно направляется в правый верхний сторону картины: туда полетит граната, туда бьют наши автоматчики.

От самого высшего столба руины зрение опускается вниз к удаленным слева руинам, достигает горизонта, от которого энергичная ломаная линия берега ведет его на первый план в бойца, который принимает патроны.

Затем снова властно притягивает к себе центр композиции. Композиция построена так, что «выйти из картины» зрителю после первого взгляда никак нельзя, пока не рассмотрит он ее внимательно. Умение управлять зрением зрителя, приковывать его к картине - качество, присущее только искусным мастерам композиции.

 Мельница - место ожесточенных боев.

Шлаковый бугор. Этюд. 1943г.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью


Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.