Много материала дало Абраму Архипову это путешествие по Волге. Казалось, можно было бы по возвращении приняться за картины. Но неуемная жажда еще лучше, ближе узнать жизнь родного крестьянства, да и просто любовь к родному краю вновь погнали бродить по любимой Рязанщине.
Едва вернувшись с Волги, пошел он один «с чемоданчиком и шкатулой» по самой глухой части губернии. Там в селе Курше начал писать «Деревенского иконописца». Он писал с удовольствием, подробно изображая все детали незамысловатой мастерской своего сельского собрата. Картина мало отличалась от работ, писанных в Училище.
Как и в «Посещении больной», фигура сидящего — в центре, освещение, падающее с одной стороны, только не из дверного проема слева, как там, а из окна справа, статичность композиции, скромный сюжет, замкнутое пространство интерьера. Лишь светлым настроением, пожалуй, большей лиричностью и теплотой веяло от новой картины. Это удалось ему несомненно, и он был доволен.
Тогда же, во время пешего странствия по Рязанщине, подсмотрел Абрам Ефимович еще одну жанровую сценку — судачащие возле избы бабы, — воплощенную потом в картине «Пересуды». Вернувшись в Москву, привез, как и из поездки по Волге, массу этюдов. Лето получилось на редкость плодотворным. Желание писать не покидало его ни на минуту. За 1888-1889 годы по следам поездок, как было задумано, родились три картины: «Деревенский иконописец», «На Волге» и «Пересуды».
Именно работая над двумя последними полотнами, в которых значительная роль была отведена пейзажу, столкнулся он вплотную с задачей пленэрной живописи. Уже давно хотелось попробовать себя и в этом. Сколько говорил о пленэре Василий Дмитриевич Поленов, творчеством которого, его достижениями в пленэрной живописи все они, молодые, были увлечены!