Новгород Великий — прославленный русский город. С его именем связаны старинные былины, предания и исторические события. Из Новгорода отправился Садко в легендарное путешествие, приведшее его в подводные хоромы царя морского… Под звон вечевого колокола собирались новгородские ремесленники вершить дела северо-западных русских земель, отстаивали свои права, а то и восставали против гнета бояр и купцов.
Александр Невский водил новгородские рати и в Невскую битву, и на Ледовое побоище. Новгорода не коснулось страшное татаро-монгольское нашествие, и в нем лучше чем в других городах, сохранились великие культурные сокровища Древней Руси.
Более девятисот лет стоит в Новгороде грандиозный собор Софии; в городе и его окрестностях были воздвигнуты прекрасные храмы. Новгородская школа иконописи создала «Битву суздальцев с новгородцами» — первое произведение русской исторической живописи — и многие иные произведения, поэтически воплотившие образ человека, рисовавшийся воображению художника давно миновавших столетий.
Но в следующие века затихла жизнь Новгорода. Лишь в 1862 году в нем был сооружен известный памятник Тысячелетия России, исполненный по проекту М. О. Микешина. Новгород был своеобразным городом-музеем, имел с 1870-х годов Музей древностей, и художественный музей в нем дополняет сокровищницу города.
Рядом ценных произведений представлена в Новгородском музее живопись второй половины XIX столетия. Работы И.Н.Крамского и В. А. Серова дают достаточно оснований для того, чтобы убедиться, как вдумчиво и проникновенно, с каким уважением к человеку трудились эти замечательные русские портретисты. Интересно, что их работы, представленные здесь на страницах АРТГАЛЕРЕИ, были созданы в одно время, но Крамской писал в 1884 году свои последние вещи, Серов — свои первые произведения.
Воспроизводимые женские портреты, сходны в некоторых отношениях (изображение по пояс и т. п.), но тем не менее представляют собою разные этапы развития портретной живописи в России во второй половине XIX столетия.
В портрете О. Е. Головановой работы И. Н. Крамского прямо и ясно переданы основные черты сложившейся личности: значительное выражение умных и ласковых глаз, чуть насмешливая улыбка, как бы отвечающая какой-то невысказанной думе. Изображение, подчеркнуто сдержанное в цвете и в освещении, рождает представление о содержательности внутреннего мира человека.
Иным является портрет Л. А. Мамонтовой, написанный В. А. Серовым. Насколько сложнее обрисован в нем характер: девочка-подросток точно бы еще учится быть серьезной; черты ее лица резко индивидуальны «ни на кого не похожи»; от ее пристально смотрящих глаз трудно отвести свой взор. Сложно все построение портрета; Серову был важен четкий рисунок век и радужной оболочки, резкая грань между светом и тенью, темнота волос, красный цвет кофточки. Портрету свойственна та острота, та неповторимость до конца доведенной характеристики, которые затем были развиты Серовым с исключительной силой в его позднейших работах. Портрет перешел в музей от самой Л. А. Мамонтовой, по мужу Муравьевой, жившей в Новгороде.