1. Арт Галерея
  2. >>
  3. Картины
  4. >>
  5. Портрет А. А. Челищева

Портрет А. А. Челищева

К петербургскому периоду творчества О.A.Кипренского относится «Портрет А. А. Челищева» — один из лучших детских портретов в русской живописи.

Портрет А. А.Челищева,1809 Орест Кипренский
О.А. Кипренский
Портрет А. А.Челищева,1809

В начале 19 века меняется взгляд общества на людей искусства: теперь считается, что талант сам по себе даёт право на внимание и уважение, собирать у себя в доме писателей и художников, дружески принимать их становится модно.

Внимание Строганова предоставило Кипренскому вход в лучшие дома Петербурга. У президента Российской Академии А. С. Шишкова художник знакомится с Г. Р. Державиным, И. И. Дмитриевым, И. А. Крыловым, Н. И. Гнедичем и многими другими. Он посещает дом директора Горного корпуса и собирателя живописи А. И. Корсакова, дружески сходится с любителем искусств и коллекционером А. Р. Томиловым, гостит в его имении Успенском — приюте многих молодых художников. Конечно, знатные меценаты принимают Кипренского не совсем на равных, но он молод и талантлив, и круг его светских знакомств растёт.

Растут и его успехи как живописца, художник начинает получать заказы. В 1808 году он пишет портреты А. Р. Томилова, А. И. Корсакова, И. В. Кусова. Это ещё с некоторыми следами ученической робости, но хорошо написанные, привлекательные портреты, в которых люди охарактеризованы с мягкостью и благородством. Усилия художника здесь прежде всего направлены на достижение сходства, а также естественности и непринуждённости изображения. Кипренский ещё не стремится к раскрытию всей сложности внутреннего мира своих моделей.

Таким предоставляется портрет Ивана Васильевича Кусова (1750-1819), купца-миллионера, который, по словам Ф. Ф. Вигеля, «торговал долго, честно, неутомимо и счастливо». Кусов вывозил лён, пеньку и сало в Данию, Швецию и Голландию, был одним из учредителей Российско-Американской компании. Его заслуги были признаны официально: при Павле он получил звание коммерции советника и мальтийский орден, который давал право на дворянство, однако этим правом он не воспользовался и остался в купеческом сословии. Кусов имел многочисленное семейство, и все его дети и внуки были обязаны «ежедневно собираться обедать к старику, таким образом за стол нередко садилось человек до восьмидесяти». Его «жирные обеды» привлекали многих, хотя тот же Вигель замечал, что «старик был неговорлив и слишком невнимателен к своим гостям». Правда, другой современник утверждал, что «Иван Васильевич Кусов отличался добротой, необыкновенной мягкостью характера и в высшей степени правдивостью». Этой характеристике более соответствует приветливое и добродушное выражение пухлого старческого лица Кусова на портрете Кипренского.

В том же году Кипренский пишет портрет коллекционера и любителя искусств, друга и покровителя многих художников Алексея Романовича Томилова (1779-1848). На холсте представлен ещё молодой, элегантный, полный душевного изящества человек с миниатюрой в руках. Другой портрет Томилова Кипренский пишет через двадцать лет…

Вероятно, ещё к петербургскому периоду относится «Портрет А. А. Челищева» — один из лучших детских портретов в русской живописи.

Творческий интерес к личности маленького человека, ещё не перенявшего рационализма взрослых, живущего в мире удивительных детских грёз, был весьма актуален для художников и писателей-романтиков того времени. Для примера можно вспомнить маленькую героиню «Щелкунчика» Э. Т. А. Гофмана или героя сказки Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Совсем ещё юный Челищев на портрете Ореста Кипренского серьёзно и доверчиво смотрит в открывающийся ему большой мир. Лицо мальчика с мягким овалом, пухлым детским ртом и мечтательным взглядом поражает непосредственностью и искренностью чувства. Энергичная живопись подчёркивает пылкость и ясность души — качества, которые в те тревожные годы породили столько героев.

Алесандр Александрович Челищев (1797-1881) повторил судьбу многих молодых людей своего времени. Сын генерала, он воспитывался в Пажеском корпусе, окуда в 1812 году был выпущен прапорщиком. Юношей прошёл войну, участвовал в заграничных походах и, вернувшись в Россию, продолжал служить в гвардии. Большая дружба связывала Челищева с декабристом Никитой Муравьёвым; в Петербурге он вступил в Союз благоденствия, а потом и в Северное общество. Правда, от декабристского движения Челищев вскоре отошёл, но зато в 1822 году, служа в лейб-гвардии егерском полку, стал одним из героев так называемой «норовской истории». Великий князь Николай Павлович, недовольный разводом двух рот, в оскорбительной форме сделал выговор ротному командиру Норову. Офицеры полка потребовали, чтобы он «отдал сатисфакцию» Норову, то есть принял вызов Норова на дуэль. Когда Николай отказался, офицеры решили все уйти в отставку, и лишь с большим трудом «историю» удалось замять. Среди них был Челищев, который и после 1825 года ещё некоторое время находился под полицейским надзором.

Когда же Кипренский написал этот портрет? Известно, что в 1808 году, десяти лет отроду, Челищев был определён в Пажеский корпус, однако изображён он не в форме пажа, а в домашней одежде, да и по возрасту кажется моложе. Очевидно, портрет был написан незадолго до поступления мальчика в корпус, возможно, по желанию матери, разлучавшейся со своим сыном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *





Яндекс.Метрика