Легендарная фальсификация. Вермеер



Вермеер «Ученики в Эммаусе»

Яна Вермеера Дельфтского (именовался так по городу, где он родился) называют вторым после Рембрандта выдающимся голландским живописцем.

В основном он изображал жанровые и аллегорические сцены. Вермеер не сразу нашел себя в живописи и долгое время упорно блуждал в поисках своей техники. Каждая из его картин насыщена особой душевной поэтичностью, полна невероятным сочетанием красочных переливов и полутонов. В пейзажах его занимала проблема передачи атмосферы и света, он избегал локальных цветов и стремился передать тончайшие оттенки, вызванные преломлением света в природе. Можно сказать, он был предтечей импрессионистов, они-то, собственно, через два с половиной века после его смерти и «открыли» заново этого полузабытого мастера.

Не удивительно, что этот мастер работал так медленно и так мало в общем-то создал. Всего сохранилось порядка трех десятков полотен. Все они достаточно миниатюрные - порядка 50 см на 45. Примечательно, что всего на двух из них, «Астроном» и «Сцена у сводни», подпись художника отчетливо видна и не вызывает ни малейшего сомнения. На остальных - можно разглядеть лишь дату и пару слов, ставших от времени неразборчивыми. Все это затрудняет атрибуцию, а значит, и составление полного, а главное достоверного, перечня всех полотен художника. Не идет на встречу и история жизни Вермеера. Целые периоды жизни художника остаются под пеленой неизвестности и по сей день. К примеру, трудно сказать, кто учил Вермеера мастерству живописи, или к примеру, остается неразрешимым вопрос о причинах которые побудили ярого католика полностью отказаться от религиозной тематики на полотнах.

 

«Сводница» (1656)

Но вот — сенсация. В 1937 году в солнечном Монте-Карло было выставлено на продажу полотно Вермеера «Ученики в Эммаусе», прежде неизвестное. И при этом очень «странный Вермеер» — больше обычного, 115 см на 127, к тому же — на евангельскую тему.

По счастливой случайности там оказался крупнейший эксперт по голландской живописи Абрахам Бредиус. Детально изучив холст (по характеру плетения — перекрестному — несомненно, относится к XVII веку), краски (явно растерты вручную, машина для растирания красок появилась позднее) и главное — особенности техники письма и творческую манеру, Бредиус безоговорочно признал картину первоклассной работой раннего Вермеера Дельфтского,

Роттердамский музей поспешил приобрести картину за 540 тысяч гульденов, В музее опытный реставратор внимательно исследовал картину, расчистил от потемневшего лака и наслоений времени,

Наконец в сентябре 1938 года картину выставили, И чаще других смотреть ее приходил тот, кто ее нашел, художник Ян ван Меегерен.

Далее...

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью


Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.