Будников «Форсирование Днепра»



Будников «Форсирование Днепра»

Уже на студенческой скамье некоторые успевали, кроме учебных эскизов, выполнить совершенную картину, которая была не только преддипломным упражнением, а произведением, достойным музейной экспозиции.

В первой картине Будникова - «Партизанская месть», созданной для выставки «Партизаны Украины против немецко-фашистских захватчиков», его творческая индивидуальность еще не проявилась, хотя сюжет - нападение партизан на фашистский обоз с награбленным имуществом - легко читается.

Свое дипломное произведение Будников посвятил героям Днепра. Форсировать такой водный рубеж, как Днепр, могли только герои, окрыленные безграничной любовью к Родине, полные ненависти к фашистскому зверю, предчувствием неминуемой победы.

Плотами, наскоро сделанными из бревен, досок, бочек, на рыбацких лодках, не обращая внимания на вражеский огонь, уставшие в предыдущих ожесточенных боях, плыли солдаты в сторону правого берега ...

Как рассказать об этом языке живописи? В действительности, ничего эффектного зрелище героической переправы не имело. Плоты, лодки, «защитный» цвет обмундирования - далеко не громкий цветной аккорд.

Переправлялись, как правило, в безлунные ночи или в утреннем тумане, когда то усмотреть можно только с близкого расстояния. ни вздыбленных лошадей, ни флагов, победно реющих на ветру на ярком солнце, ни занесенных хорошим жестом сабель - ничего того, что помогало баталисту передать патетику героических сражений, художник не мог использовать.

На защите дипломной картины Александра Будникова «Форсирование Днепра» К.Д.Трохименко произнес длинную речь, в которой скрупулезно проанализировал ее композицию, доказал, что построена она классически. Действительно, главные композиционные линии, направленные по диагоналям, создают впечатление стремительного движения, преодолевают сопротивление.

Рисунок Будникова к картине «Форсирование Днепра»

Уже это создает впечатление наступательного порыва. Все фигуры представлены в динамике, даже береговая полоса, на которую высаживаются бойцы, будто движется.

Нарочитости и театральности в расположении фигур нет. Кроме образа раненого (лицо его, возможно, слишком выразительно), все другие строгие и простые, немного даже прозаические.

Среди них особенно врезается в память солдат с ящиком для патронов на плечи. Его лицо, жест - жизненно конкретные, тонко подмеченные. Колорит картины чрезвычайно сдержанный, объединенный общим коричнево-серым тоном, но богатый оттенками. Ни в чем не нарушая исторической правды, художник сумел «прозаическим» элементам предоставить героическо-поэтическое звучание.

Набросок к картине «Форсирование Днепра»

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью


Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.