Уже на студенческой скамье некоторые успевали, кроме учебных эскизов, выполнить совершенную картину, которая была не только преддипломным упражнением, а произведением, достойным музейной экспозиции.
В первой картине Будникова — «Партизанская месть», созданной для выставки «Партизаны Украины против немецко-фашистских захватчиков», его творческая индивидуальность еще не проявилась, хотя сюжет — нападение партизан на фашистский обоз с награбленным имуществом — легко читается.
Свое дипломное произведение Будников посвятил героям Днепра. Форсировать такой водный рубеж, как Днепр, могли только герои, окрыленные безграничной любовью к Родине, полные ненависти к фашистскому зверю, предчувствием неминуемой победы.
Плотами, наскоро сделанными из бревен, досок, бочек, на рыбацких лодках, не обращая внимания на вражеский огонь, уставшие в предыдущих ожесточенных боях, плыли солдаты в сторону правого берега …
Как рассказать об этом языке живописи? В действительности, ничего эффектного зрелище героической переправы не имело. Плоты, лодки, «защитный» цвет обмундирования — далеко не громкий цветной аккорд.
Переправлялись, как правило, в безлунные ночи или в утреннем тумане, когда то усмотреть можно только с близкого расстояния. ни вздыбленных лошадей, ни флагов, победно реющих на ветру на ярком солнце, ни занесенных хорошим жестом сабель — ничего того, что помогало баталисту передать патетику героических сражений, художник не мог использовать.
На защите дипломной картины Александра Будникова «Форсирование Днепра» К.Д.Трохименко произнес длинную речь, в которой скрупулезно проанализировал ее композицию, доказал, что построена она классически. Действительно, главные композиционные линии, направленные по диагоналям, создают впечатление стремительного движения, преодолевают сопротивление.
Уже это создает впечатление наступательного порыва. Все фигуры представлены в динамике, даже береговая полоса, на которую высаживаются бойцы, будто движется.
Нарочитости и театральности в расположении фигур нет. Кроме образа раненого (лицо его, возможно, слишком выразительно), все другие строгие и простые, немного даже прозаические.
Среди них особенно врезается в память солдат с ящиком для патронов на плечи. Его лицо, жест — жизненно конкретные, тонко подмеченные. Колорит картины чрезвычайно сдержанный, объединенный общим коричнево-серым тоном, но богатый оттенками. Ни в чем не нарушая исторической правды, художник сумел «прозаическим» элементам предоставить героическо-поэтическое звучание.