1. Арт Галерея
  2. >>
  3. Картины
  4. >>
  5. Барбизонская школа живописи

Барбизонская школа живописи

Барбизонская школа живописи – это особое направление во французской живописи, в рамках которого творили некоторые художники в 1830-1860-х годах XIX века. Это течение получило свое наименование благодаря названию небольшой деревушки Барбизон под Парижем, куда в 1847 году переехал основатель направления Теодор Руссо.

Теодор Руссо

В одно направление «барбизонцев» объединил интерес к национальному французскому пейзажу. Поэтому барбизонская школа – это понятие не географическое, а скорее общественно-культурное, и к нему можно смело отнести и тех живописцев, которые никогда не бывали в самом Барбизоне. К представителям барбизонской школы помимо Теодора Руссо принято относить таких художников, как Жюль Дюпре, Диаз де ла Пенья, Констан Тройон, Шарль Франсуа Добиньи, Жан Франсуа Милле. Обычно художники приезжали в Барбизон на этюды, а затем на их основе создавали полноценные картины. Однако даже для тех «барбизонцев», которые никогда не бывали в месте, давшем название направлению, особое значение имела работа художника на пленэре, без которой невозможно создание настоящего реалистичного пейзажа. «Барбизонцев» принято считать родоначальникам реализма во французском пейзаже. Именно они выступили против принятого в академической живописи исторического пейзажа и перешли к пейзажу реалистическому. Приверженцы новой школы внимательно изучали окружающую природу и стремились правдиво ее изображать на холсте. Несмотря на близость общей идеи, способы ее выражения и методы художественного исполнения у представителей школы все-таки отличаются. Каждый из художников обращается к своим темам, своей цветовой палитре и композиции.

Барбизонская школа живописи Теодор Руссо. Вид на Барбизон, 1850
Теодор Руссо. «Вид на Барбизон» (1850г.)

Главой барбизонской школы является Теодор Руссо (1812-1867). Он один из первых переходит от исторического пейзажа к реалистическому. Его картину «Вид в окрестностях Гринвиля» по праву можно считать главным произведением в жанре реалистического пейзажа 1830-х годов. Особенность этого пейзажа заключается в его материальности, объемности. Живописец всеми средствами подчеркивает, что окружающий мир является конкретным и вещественным. Подобные черты характерны и для последующего творчества Руссо. Последовавшие за «Видом» работы Руссо «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (1835) и «Аллея каштанов» (1837) к выставлению на знаменитом Парижском салоне допущены не были как излишне новаторские. Поэтому далее Руссо сосредотачивается на этюдах, в которых достигает большой тонкости в изображении света и воздуха. В 1847 году Руссо переезжает в тот самый Барбизон и остается там жить. Здесь он с головой погружается в изображение национального французского пейзажа. В этот период созданы самые знаменитые его картины: «Выход из леса Фонтенбло со стороны Броль. Закат» (1848-1850), «Дубы» (1852). В них художник пытается при помощи игры света и тени создать определенное настроение пейзажа. В 60-е годы XIX века Руссо, стремясь сделать свои работы более понятными, то уходит в излишнюю детализацию, то ограничивается передачей только световых эффектов. В его картинах пропадает эмоциональная напряженность. Руссо перестает быть основоположником в развитии французской пейзажной живописи. Постепенно на первый план выходят другие приверженцы барбизонской школы. Из всех «барбизонцев» наиболее близок в своем творчестве к Руссо Жюль Дюпре (1811-1889), однако в своих пейзажах он больше тяготеет к жанровости. При этом в его картинах более ярко выражен драматический эффект. Дюпре любил изображать в своих пейзажах светотеневые контрасты, создавая с их помощью эмоциональное напряжение и тревожное ощущение.

Диаз де ла Пенья Лесное болото (1870г.).
Диаз де ла Пенья «Лесное болото» (1870г.).

Еще один представитель новой школы, Диаз де ла Пенья (1807-1876), в начале творческого пути в основном работал с античными сюжетами, но в середине 40-х годов обратился к созданию пейзажей. В своих произведениях де ла Пенья искусно передает солнечное освещение. Он предпочитает изображать освещенные лесные поляны, где сквозь листву пробиваются солнечные лучи, как, например, на картинах «Лесное болото», «Осень в Фонтенбло» (1872).

«Приближение грозы», 1851
Константин Тройон «Приближение грозы», 1851

Константин Тройон (1810-1865) в своем творчестве обращается к изображению не только природы, но и животного мира. Он стремится выразить силу и красоту природы и обитающих в ней животных, но он часто тяготеет к изображению конкретных природных явлений: душной предгрозовой атмосферы («Приближение грозы», 1851), туманной дымки, через которую пробивается солнце («Отправление на рынок», 1859). Впоследствии в творчестве Тройона эмоциональное восприятие природной красоты сменяется пассивным, из-за чего художник переходит к отображению в основном внешних эффектов. Так в работах Тройона все больше проявляются черты натурализма.

«Шлюз в долине Оптево» (1854г.)
Шарль-Франсуа Добиньи «Шлюз в долине Оптево» (1854г.)

Особое внимание заслуживает творчество Шарля Франсуа Добиньи (1817-1878). Впервые Добиньи отходит от классического пейзажа в картине «Жатва», которая была выставлена в Салоне в 1852 году. Он изображает всю красоту национальной природы. Особенно Добиньи привлекают речные пейзажи, ради создания которых он даже совершает небольшое путешествие по рекам Франции. Одна из его лучших работ – пейзаж «Шлюз в долине Оптево» (1854г.). В этой картине художник изображает непосредственное движение жизни, предлагает зрителю вместе с героиней идти через запруду и наблюдать открывающиеся ее взору красоты. Пейзажи Добиньи отличаются друг от друга своим настроением. По сравнению с другими «барбизонцами» в его картинах преобладает более светлая цветовая гамма. Работы художника поэтичны и лиричны, но в то же время очень правдиво и точно передают красоту природы. В более позднем творчестве Добиньи становится значительно близким импрессионистам.

Художники барбизонской школы помимо реалистического основали также жанр сельского пейзажа, чем подготовили почву для развития еще одного жанра в живописи – крестьянского, который стал основным в творчестве еще одного приверженца школы Жана Франсуа Милле (1814-1875). Сначала Милле работает в жанре романтического портрета и предпочитает мифологические сюжеты, но быстро уходит от них. Он обращается к крестьянской теме, поскольку вырос в патриархальной деревенской среде. «Веятель», первая картина Милле, посвященная жизни крестьян, была выставлена в Салоне в 1848 году. После этого Милле уже не возвращается к мифологическим сюжетам. Он отправляется в Барбизон, где полностью погружается в разработку новой темы. Первые картины на тему крестьянской жизни несовершенны: в них еще нет связи между изображаемыми фигурами крестьян и пейзажем. На картине «Сеятель» (1849-1850) крестьянин передан с большей правдивостью, но и здесь внимание сосредоточено только на фигуре, а пейзаж так и остается просто фоном. Позднее художнику удается достичь единства человеческих фигур и пейзажа, например, в картине «Отдых жнецов» (1853). Через изображение труда он показывает, как связь с природой облагораживает человека. Это находит отражение, например, в полотнах «Собирательницы колосьев (1857) и «Анжелюс» (1859). Милле начинает использовать пейзаж для передачи настроения человека. Во многих его картинах преобладает ощущение покоя и умиротворенности, но из этой чреды выбивается картина «Человек с мотыгой» (1863), где Милле изобразил предельную усталость и изможденность человека. Вместе с тем художнику удалось показать крестьянина как человека огромной силы. В своих работах Милле удается создать обобщенный величественный образ трудящегося крестьянина, показать труд, работу на земле, как естественное состояние человека. Работая над образами крестьян, Милле невольно делает свои картины более социальными, тем самым прокладывая путь еще одному направлению в живописи – критическому реализму.

«Башня ратуши в Дуэ» (1871)
Камиль Коро «Башня ратуши в Дуэ» (1871)

Рассказывая о художниках барбизонской школы, нельзя не упомянуть мастера французского пейзажа Камиля Коро (1796-1875). Он не принадлежал к новой школе, но был хорошо знаком с ее представителями. Изначально Коро был приверженцем исторического пейзажа, но его первые работы не имели успеха у публики. Затем он много занимается этюдами и постепенно приближается к реалистичному изображению природы. В его работах постепенно зарождается новый жанр «интимного» пейзажа, «пейзажа настроения». «Колокольня в Аржантейе», «Мост в Манте» (1868-1870), «Башня ратуши в Дуэ» (1871) – в этих работах Коро обращается к изображению обыденной природы, внимательно присматривается к ее изменчивому состоянию. Художник органично вписывает в свои пейзажи людей, занимающихся простым трудом, как, например, в «Семье жнеца» (около 1857). Картины Коро всегда наполнены личным отношением художника к изображаемому, его настроением. Цветовая гамма в работах живописца небогата, но при помощи градаций одного и того же цвета ему удается создавать неповторимые гармонии. Именно творчество Коро подтолкнуло живописцев к развитию реалистического пейзажа. Поэтому его в некоторой степени можно считать предшественником барбизонской школы. Барбизонская школа живописи стала переходным этапом от романтического к реалистическому пейзажу. Работы «барбизонцев» также подготовили почву для последующего развития импрессионистического пейзажа. Благодаря представителям барбизонской школы возросла важность и значимость работы художника на пленэре. Раньше живописцы «на натуре» делали в основном зарисовки, полноценные картины же создавали в мастерской. «Барбизонцы» поставили во главу угла работу «в поле», что делает их работы более завершенными по композиции и колориту.

Работы художников барбизонской школы имеют большое значение для всех представителей западноевропейского, американского и русского пейзажа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *





Яндекс.Метрика