А. Будников «На защиту Волжской твердыни» фрагменты



Фрагмент1 «На защиту Волжской твердыни» 1952г.

В большинстве образов прототипы - конкретные люди, сражавшиеся в Сталинграде и на других фронтах Великой Отечественной войны. Для каждой фигуры, каждого лица художник имел под руками большой подготовленный материал: рисунки, этюды маслом, некоторые из которых имеют самостоятельную ценность.

 

  • Стройная фигура внутренне собранного молодого генерала,
  • немного неуклюжий, будто слит в одно существо со своим катером водник,
  • старый бывалый солдат с медалями на груди,
  • новичок, так и рвется к своему первому бою,
  • лейтенант в пилотке, что дожигает самокрутку перед решительным моментом,
  • матрос, для которого подобные переправы - обычная, будничная работа,

- все эти образы приобретают в картине еще большую выразительность, поскольку контрастируют между собой.
Фрагмент2 «На защиту Волжской твердыни»

 

Фрагмент3 «На защиту Волжской твердыни»

Заботясь о долговечности произведения, художник построил колорит картины на соединениях немногих стойких красок. На технологическую культуру живописи в те годы мало кто обращал внимание, что привело если не к полной гибели, то до обидного преждевременной порчи многих картин. Некоторым казалось даже, что спасение для живописи - это оставить масляную технику.

Считая актуальной задачей школы привитие студентам высокой культуры масляной техники, незаменимой в реалистическом станковой живописи, Будников не случайно обратился к этому самоограничению. При этом оказалось, что аскетизм палитры при умелом варьировании средств наложения красок не снижает, а также повышает насыщенность, яркость цветов. Сравнительно приглушенная красная охра звучит у него громче киновари, мутноватый окись хрома приобретает звонкость цвета сочной весенней зелени.

Эта картина - хороший пример для молодых живописцев. Доказывает она и то, что монументализация образа, предоставления ему обобщенно-философского характера вовсе не требует схематизации, нарочитого декоративизма, отказа от пространственности, психологизма, жизненной конкретности (такое мнение было распространено в 1960-х годах, особенно среди молодых художников).

На защите картины, которая состоялась в Московском художественном институте им. Сурикова, аспирант Будников сам подробно рассказал о своем замысле, о том, какой конкретный эпизод Сталинградской эпопеи - переправа 13-й гвардейской дивизии генерала Родимцева - превратился в его воображении обобщенный образ глубокого патриотизма, высоты духа, морального величия всего советского народа.

Он подчеркнул также, что действующие лица, пейзаж со всеми его деталями рисованные им с натуры или на основании личных фронтовых впечатлений. Оппоненты высоко оценили произведение диссертанта.

Известный мастер батальной и исторической живописи П.П.Соколов-Скала особо подчеркнул жизненную правду образов. «Мы немного знаем батальных вещей, где отсутствует искусственный пафос в позах, движениях, - сказал он,- Ваш покорный слуга сам много грешил в этом направлении. Поэтому хорошо знаю, как трудно создать действительно живую фигуру в батальной картине ».

 

Этюд1 «На защиту Волжской твердыни» 1950г.

Говорили и о том, что жизненная достоверность сочетается в картине с монументальностью трактовки. К просчетам художника оппоненты относили то, что две фигуры первого плана, на которые должна падать тень, слишком освещены и выписаны, что лица двух персонажей похожи. Других недостатков даже большим мастерам тогда в глаз не упало.

 

Этюд2 «На защиту Волжской твердыни»

Чем дальше во времени уходит от нас большое событие, которой посвящена эта картина, тем уменьшается желание искать и находить отдельные незначительные просчеты в ее исполнении, тем больше наша благодарность художнику за его добросовестный труд, такую важную для военно-патриотического воспитания поколений, идущих на смену ветеранам.

Слова генерала Ивана Вовченко, командира героического 4-го танкового корпуса, хотя сказаны не о Будникове, хочется повторить, оценивая в исторической перспективе значение его лучших батальных произведений: «Только теперь, спустя много лет после войны, чувствуешь по-настоящему, как важно списывать с натуры людей - победителей фашизма, освободителей человечества. Как хочется нам, солдатам большого исторического похода, чтобы наш характер, наши помыслы поняли дети, внуки, будущие поколения ...» (И. Вовченко. Танкисты. К., 1972, с. 373).

 

Набросок «На защиту Волжской твердыни»

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью


Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.