В период Второй империи Париж стал многолюдным европейским центром. Биржевой ажиотаж, стремление новых богачей к внешнему лоску — все это давало богатейший материал художнику-сатирику. Несмотря на жестокую цензуру, Домье придает самым невинным сюжетам сатирическую остроту.
Он издевается над аристократическими замашками буржуа, показывая домашние спектакли в буржуазных салонах и неестественное кривляние доморощенных певцов и музыкантов, большое внимание уделяет изображению массовых сцен. В литографии из серии "Публика Салона" толпа врывается в …
Революцию 1848 года Домье принял с восторгом. Художник снова с воодушевлением обратился к политической сатире. В литографии "Последний совет экс-министров" он создал аллегорическую сцену изгнания правительства июльской монархии, произведение, проникнутое глубокой верой в силу Республики.
Но по мере того, как в ходе революции шло размежевание народа и буржуазии, завершившееся июньским восстанием пролетариата, Домье начал понимать, что грядущая гибель Республики — дело буржуазии и обрушился на ее половинчатость, трусость, продажность (серия …
Адвокат ведет защиту. Сколько величия в его жесте, сколько скорби па его лице; весь его вид молит о пощаде! А клиентка? У нее лукавый взгляд, пальцы шаловливо теребят ручку зонтика. Она нисколько не обеспокоена, заранее зная о благополучном исходе процесса. И еще раз взглянув на лицо защитника, зритель начинает в нем замечать новые черты: скорбно поднятые брови вдруг принимают сатанинский изгиб, движения становятся наигранно лицемерными - акварель "Защитник".
В зале …