Спектакли

spektakl

 

В период Второй империи Париж стал многолюдным европейским центром. Биржевой ажиотаж, стремление новых богачей к внешнему лоску — все это давало богатейший материал художнику-сатирику. Несмотря на жестокую цензуру, Домье придает самым невинным сюжетам сатирическую остроту.

Он издевается над аристократиче­скими замашками буржуа, показывая домашние спектакли в бур­жуазных салонах и неестественное кривляние доморощенных певцов и музыкантов, большое внимание уделяет изображению массовых сцен. В литографии из серии «Публика Салона» толпа врывается в залы художественной выставки, несется вперед, образуя сплошной водоворот движения. Всего несколько человеческих фигур, запол­няющих лист, создают впечатление потока людей, любопытных, жаждущих сенсационных зрелищ.

spektakl1

Эти серии задуманы Домье как сатирические наброски …

Революция 1848 года

sovet

Революцию 1848 года Домье принял с восторгом. Художник снова с воодушевлением обратился к политической сатире. В литографии «Последний совет экс-министров» он создал аллегорическую сцену изгнания правительства июльской монархии, произведение, проникнутое глубокой верой в силу Республики.
Но по мере того, как в ходе революции шло размежевание народа и буржуазии, завершившееся июньским восстанием пролетариата, Домье начал понимать, что грядущая гибель Республики — дело буржуазии и обрушился на ее половинчатость, трусость, продажность (серия «Пугающие и напуганные»); он клеймил реакционных политиков, разоблачая их грязные махинации.

banda

— Куда может направляться эта вооруженная банда..? Вернемся, жена, это страшно!..

 …

В суде

zashitnik

Адвокат ведет защиту.  Сколько величия в его жесте,  сколько скорби па его лице; весь его вид молит о пощаде! А клиентка? У нее лукавый  взгляд, пальцы  шаловливо теребят  ручку  зонтика. Она нисколько не обеспокоена,  заранее зная  о благополучном исходе процесса. И еще раз взглянув на лицо защитника, зритель начинает в нем замечать новые черты: скорбно поднятые брови вдруг прини­мают сатанинский изгиб, движения становятся наигранно лицемер­ными  — акварель   «Защитник».

poslesuda

В зале заседаний два адвоката завязывают в пачки судебное и дело. Сидящая сзади публика видит их строгие силуэты, гордо от­кинутые головы,  их неприступность и  величие.   Зрителю же они раскрываются в другом аспекте: …