1. Арт Галерея
  2. >>
  3. Графика
  4. >>
  5. Путешествие Бержере. Сангина

Путешествие Бержере. Сангина

Путешествие Бержере. Сангина

 

В рисунках Фрагонара чувствуется восхищение объектом изображения. Крохотные вибрирующие мазки, передают отблески и вспышки солнечных лучей на листве. Эти вспышки создают рассеянный световой ореол вокруг темных предметов; нежное сияние струится из глубины, озаряя силуэты деревьев  Каскады света наполняют рисунки Фраго­нара, и это одно из самых удивительных свойств его графики.

В сияющем солнечным теплом воздухе тают пушистые кроны деревьев. Передавая движение форм природы, художник пользуется тончайшими графическими приемами. Так, например,  работая размывкой, он кладет на широкий прозрачный мазок более темные точки и завитки, передающие очертания листьев на фоне полумрака, царящего под густыми ветвями. Характер графических приемов меняет и цветовую выразительность самой бумаги — кроны деревьев сияют на солнце мягче, чем белые камни лестниц.

В некоторых пейзажных рисунках Фрагонара есть влияние композиционных мотивов китайского пейзажа; он использует их творчески, но это лишь декоративные мотивы, дань тому, что в XVIII веке называлось „шинуазери».

К 70-м годам пейзаж Фрагонара утрачивает оттенок надуманного изящества, черты картинности, становясь проще и задушевнее. Конечно, и в то время художнику приходилось писать пейзажные работы в духе старых традиций, но главное было в другом. К этому времени у него меняются сюжеты пейзажей; место украшенной природы занимает природа обычная. Примечательно, что эти пере­мены в его творчестве происходили вместе с обогащением бытового жанра сценками народной жизни.

Проехав через Южную Францию, Фрагонар по­сетил Геную, Сьену, Рим и Неаполь, а на обратном пути — Флоренцию, Болонью, Венецию, Вену, Дрезден и другие города. Художественная атмосфера в Италии была уже новой; во Французской Академии в Риме учились молодые классицисты — Венсан, Сюве, Менажо. Но Фрагонар привез из Ита­лии не принципы классицизма, а реалистические пейзажи и бытовые сцены.

Еще путешествуя по дорогам Франции, худож­ник исполнил много замечательных рисунков. Один из них хранится в Роттердамском собрании Бой-манс (Путешествие Бержере. Сангина). Он изображает остановку путешественников под четырьмя огромными дубами. Хрупкость маленьких фигурок усиливает впечатление мощи деревьев, раскинувших огромные ветви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *





Яндекс.Метрика