На 1-м Украинском фронте

Герой Советского Союза Сапалев Иван Григорьевич. 1944

 

После освобождения Киева, Будников получает ответственное задание: как комсорг, предназначенный ЦК ВЛКСМ, он едет в столицу Украины для организации учебного процесса в художественном институте.

Благодаря его энергии заброшенное помещение института в предельно сжатые сроки было подготовлено для устройства реэвакуированного преподавательско-студенческого коллектива.

До начала занятий оставалось несколько летних месяцев. Будников провел их на 1-м Украинском фронте.

Наброски, выполненные здесь, воспроизводят сцены фронтовых будней. Есть среди них несколько портретных рисунков, этюдов маслом. Будников портреты фронтовиков нарисовал не один — их много.

 

Зарисовки с 1 Украинского фронта. 1944

Но для того, чтобы зарисовать бойцов не в позировании, а в действии, на переднем крае, во время наступления, надо

Империя — это мир

imperia

Мрачный трагический пейзаж олицетворяет попранную врагами землю: «Империя — это мир» — слова, которые иронически переосмысливают обещание мира, данное Наполеоном III в начале царствования.
«Потрясенная наследством» — траурная фигура Франции посреди поля мертвых. Эти произведения говорили бы о глубоком пессимизме, если бы не лист, изображающий сломленное дерево на фоне грозовых туч: могучие корни его глубоко уходят в почву, их нелегко выкорчевать.

nasledstvo

И вот на единственной уцелевшей ветке появляются свежие побеги: «Ствол поражен молнией, но корни еще крепки». В этот образ Домье вложил свою глубокую веру в силу и непобедимость народа.

francia

Друг художника, Франсуа Милле, как-то сказал, что надо выражать тривиальное …

Внимание!

Внимание!

Занимаясь живописью, Домье продолжал работу над литографией. Когда над страной нависла опасность войны, художник прозорливо предостерегал народы Европы о готовой разразиться катастрофе (смотри, например, литографию 1868 года «Внимание!»).
Во время франко-прусской войны 1870—1871 годов, развязанной кликой Наполеона III, Домье выпускает литографии, впоследствии вошедшие в альбом «Осада», проникнутые великим гневом и глубокой скорбью. Он уже не бичует отдельных виновников войны и не комментирует события повседневной политической борьбы, но создает патетическую сюиту о великих народных бедствиях.
Полна гневного протеста и ужаса перед совершившимся злодеянием аллегорическая фигура Франции в литографии «Это убило то».

Это убило то