«Благовещение» Альбертинелли

Интересно срав­нить «Благовещение» Андреа дель Сарто с созданным в тот же период «Благовещением» Альбертинелли (1510, Флоренция, Академия). Сразу же бросится в глаза чрезмерная перегрузка его компози­ции и несколько наивное размещение фигур Марии, архангела и ангелов как бы по цепочке вдоль нижнего края картины. Все это, несмотря на точность архитектурно-перспективного по­строения, придает композиции плоскостность. У Андреа же в его «Благовещении» нет ни одного лишнего персонажа, и человек, сидящий на ступенях у подножия арки, и люди на балконе — все эти маленькие фигурки призваны оживить ком­позицию, как бы придать жизненность и реальность событию (следует вспомнить, что к этому же приему прибегали мастера …

«Благовещение» 1512

Благовещение. 1512

Проблема движения, плавного и величавого, связь фигур с пространством, соотношение между фигурами и пей­зажем, роль архитектуры в композиции — задачи, которые ста­вил Андреа Сарто с самого начала своего творческого пути не толь­ко в области монументальной живописи, но и в многочис­ленных станковых произведениях. Так, например, в «Благове­щение» (1512, Флоренция, галерея Питти) намного раньше, чем в Поджо а Кайано, Андреа дель Сарто весьма серьезно и вдумчиво разрешил все эти проблемы. Мария и архангел Гавриил с ангелами изображены на фоне архитектурного пей­зажа. Мария стоит в непринужденной позе, слегка повернув­шись в сторону Гавриила. Склонив голову, она спокойно слу­шает его.

Массивное здание, занимающее половину фона, …

«Принесение даров Цезарю»

Принесение даров Цезарю

Среди фресок Андреа дель Сарто есть одна, занимающая особое место в его творчестве. Это большая фреска «Принесение даров Цезарю», украшающая парадный зал загородной флорентийской виллы папы Льва X в Поджо а Кайано. Вилла была построена отцом Льва X — Лоренцо Великолепным, и, как полагают, Лев X задумал украсить ее в память об отце. Темы росписей были заранее разрабо­таны. Цезарь принимает дары, — таков сюжет фрески, над которой начал работать художник. Возможно, что в образе Цезаря изображен сам Лоренцо Медичи, принимающий дары от подвластных ему городов, а может быть, здесь нашло отра­жение реальное историческое событие: в 1487 году султан Египта прислал …