Венецианов и крестьянская тема

Венецианов «Кормилица с ребенком»

Появлению у Венецианова работ о крестьянском быте предшествовали своеобразные художественные эксперименты, направленные на поиски средств, которыми можно было наиболее верно передать натуру. Таково знаменитое «Гумно». Черты классицистического идеала, ощутимые в этих картинах характерны не для всех работ художника. Такие, как «Голова крестьянина», «Крестьянская девушка с котенком» и «Крестьянка с васильками», лишены идеализирующих черт классицизма и указывают на поиски еще большей близости натуре, большей конкретности в передаче ее действительного облика. Но и в них определяющим является постоянно присущее Венецианову чувство глубокой веры в поэтическую и благородную сущность душевного мира русского крестьянина.

Большую роль в создании единого образа картины Венецианова играет пейзажный

Крестьянская тема

Венецианов «Спящий пастушок»

 

Тему жизни деревни и тяжелого крестьянского труда, популярную в начале XIX в., наиболее глубоко развил великий русский живописец Алексей Гаврилович Венецианов.

Художник не имел специального образования. Его первый учитель неизвестен. В юности он много копировал, и какое-то время учился под руководством В.А.Боровиковского. Чиновник, сын небогатого московского купца, Венецианов в 1815 году купил имение в Тверской губернии, оставил службу и весь отдался живописи и обучению молодых художников, преимущественно крепостных крестьян и сыновей мещан. Обращение Венецианова к уединенной деятельной жизни в деревенской тиши было не только выражением его личных склонностей, но и своеобразным знамением времени. В этом звучат отголоски новых умонастроений,