Творчество Серова

У творчество Серова нет настолько ярко выраженной индивидуальной манеры, как, например, у Врубеля или Сомова, или того же Коровина. Но есть свой почерк, свой стиль. Его искусство строго классично. Оно обращено к вечным, общечеловеческим, непреходящим ценностям. Все сиюминутное, обращающее на себя внимание Серова, окружающая его действительность, бытовая среда – в его работах все это переплавляется в нечто обобщенное, он сбрасывает все наносное, случайное, преходящее.

Творчество Серова. Ифигения в Тавриде, 1893

И вот в этом 2012 году в Москве представилась еще одна возможность для оценки и сопоставления великих художников.

Репин, может быть, более глубокий психолог в своих портретах. Врубель, наверное, более гениальный акварелист. Сомов интереснее как рисовальщик.

Рациональное творчество Серова

Кто и как влиял на формирование Серова? Репин как первый учитель дал своему ученику реалистическую школу как таковую и мастерство академического рисунка. От Репина же, безусловно, психологизм портретов Серова (в отличие от «мироискусников»). Когда же произошло знакомство художника с мастерами «Мира искусства», в его творчестве появляется чувство декоративного. Черты стилизации, преобладание графических приемов над живописными, « декадентское» понимание цвета, своеобразная театрализация композиционно-пространственных построений – все эти характерные для «мироискусников» качества обогатили рациональное творчество Серова.

рациональное творчество Серова. Похищение Европы. 1910
В работах Серова рассудочное не доходит до предела. Оно не обжигает, а согревает мягким теплом. А «темень тмущая» чувственного, иррационального у него остается в пределах освежающей

Образ Серова во вспоминаниях

Валентин Серов. Стог сена

Интересно сравнить облик Серова с тем образом, который рисуется во воспоминаниях друзей, матери, современников, в скупых высказываниях самого Серова о себе и своем творчестве. А образ складывается опять-таки неоднозначный, сложный. С одной стороны, Серов представляется нам как человек необыкновенно серьезный, угрюмый, неисправимый трудоголик (сказали бы мы сегодня), рисующий при каждом удобном случае.

С другой стороны, есть иной Серов. Любящий розыгрыши и шутки. Талантливо представляющий зверей и людей. Абсолютно неспособный к точным наукам и латыни, но охотно, с увлечением и очень талантливо пишущий сочинения по русскому языку.

Шаляпин в «Страницах моей жизни» так описывает Серова: «С виду это был человек суровый