Тандем Серов и Коровин

«Существует, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки, — посредством откровения», — сказал Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции. Несомненно, Серов в своем творчестве больше пользовался первым методом, а Коровин, скорее, вторым. Но это были для них лишь первые шаги на пути к третьему методу. Их искусство – это откровение. Откровение для нас, их потомков. Откровение, как и все настоящее искусство в целом. Откровение, помогающее выжить. То откровение, которое «спасет мир».

Посетив обе выставки, приходишь к выводу, что «легкомысленный» Коровин, оказывается, умеет быть серьезным. А Серов умеет быть веселым. И начинаешь понимать, почему

Константин Коровин «Портрет Н.Д. Чичагова»

Портрет Н.Д.Чичагова.1902 - Константин Коровин

Константин Коровин «Портрет Н.Д. Чичагова» 1902 года тоже вполне можно назвать портретом одной эмоции. Сколько жизнерадостности, веселья в его широчайшей улыбке «до ушей», столько жизнелюбия! И это несмотря на то, что жизнь Чичагова отнюдь не была усыпана розами: он был практически калекой после туберкулеза. Но это не помешало ему любить жизнь так, как любил её сам Константин Коровин. Скорее, наоборот. И был ли уместен в портрете такого человека глубокий психологический анализ? Думается, вряд ли.

«Сколько любви!» — сказал сам художник об одном из своих эскизов. Глядя на его работы, понимаешь, что всё его искусство вдохновлено одной огромной любовью ко всему

Коровин «Портрет Шаляпина»

Константин Коровин.Портрет Ф.И.Шаляпина. 1911Константин Коровин «Портрет Шаляпина» 1911

В работах Коровина любование краской, цветом сродни языческому поклонению силам природы: ветру, солнцу, свету, морю, Земле …

Кто из мастеров прошлого вспоминается рядом с этими работами? Да, пожалуй, никто. Коровин больше вдохновлялся своими современниками.

Глядя на «Париж утром» 1906 года, вспоминаешь «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне. А некоторые женские образы («Дама в кресле», 1921; «Дама с яблоками», 1922; «Женский портрет» 1922) неожиданно заставляют вспомнить Модильяни: хрупкие женские головы на удлиненных шеях, кажется, растут, как цветочные бутоны на изогнутых стеблях.

Работа «Зимой» 1894 года невольно ассоциируется с пейзажами Серова. Было и обратное влияние. Так, коровинский «Портрет