Андреа дель Сарто не был великим портретистом, таким, как Леонардо, Тициан, Рафаэль, но в этой области им создано несколько выдающихся произведений. Может быть, именно потому, что Андреа уже при жизни высоко ценили как портретиста, он получил в 1525 году заказ: в точности воспроизвести знаменитый «Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» Рафаэля (1517—1518, Флоренция, Уффици) .
История этого заказа очень оригинальна — герцог Мантуанский выразил категорическое желание иметь оригинал; копия, сделанная Андреа дель Сарто, была принята за оригинал не только самим герцогом, она обманула даже Джулио Романо, который работал в мастерской Рафаэля в момент создания портрета. Долгое время копия считалась оригиналом и лишь впоследствии заняла свое место, но в качестве копии, в неаполитанском Музее Каподимонте.
О том, насколько сильным было влияние Леонардо на Сарто, свидетельствует один из ранних его портретов — «Портрет молодого человека» (1512, Англия, замок Алнвик, собрание герцога Нортумберлендского). Вряд ли можно считать справедливым утверждение некоторых исследователей, считающих, что этот портрет говорит о влиянии Рафаэля. Они видят прямую связь с его портретом Аньоло Дони (ок. 1506, Флоренция, галерея Питти) (парапет, поворот фигуры и головы и т. д.).
Прежде всего бросается в глаза различие в цвете — в портрете Аньоло Дони он весьма резкий, между тем как в портрете молодого человека мягкое сфумато как бы растворяет цвет. В портрете Аньоло Дони Рафаэль раскрывает энергичный и волевой характер своей модели, а Сарто стремится не столько к раскрытию характера, сколько к созданию настроения портретируемого. Его задумчивый взгляд устремлен вдаль, губы чуть тронуты улыбкой. Можно предположить, что «Портрет молодого человека» навеян великим творением Леонардо да Винчи — портретом Моны Лизы.