Фрагонар и влияние классиков

Игры сатиров. Офорт

Работы классиков не были для Фрагонара сводом канонических приемов. Он искал в их произведениях секрет передачи жизни, полной дви­жения, страсти и эмоциональной экспрессии. Натуар, директор академии в Риме, в 1759 году сообщал в Париж о неточности копий, выполняе­мых Фрагонаром, и о том, что у молодого живо­писца мало терпения, но много огня.

В пору, когда античное искусство вновь стано­вилось предметом подражания, Фрагонар нашел в нем один из источников художнического вдох­новения. Он срисовывал рельефы древних сарко­фагов, стремясь овладеть тайной волнующей жиз­ненности их образов, уловить их пленительный ритм, свободный и строгий.

В собственных импро­визациях на античные темы он тяготел к живой передаче эмоциональной …

Учеба Фрагонара

В мастерской Буше ученика Фрагонара ожидало совсем другое. После скромных, правдивых бытовых картин Шардена он увидел сцены, повествующие о пикантных эпизодах любовных приключений мифологических персонажей и жеманных дам и кавалеров в пастушеских одеждах. Это было утонченное и манерное искусство, знаменующее упадок дворянской культуры в эпоху кризиса феодально-абсолютистской системы.

В первой половине 50-х годов творчество Фрагонара развивалось под сильным влиянием декоративной живописи Буше. Начинающий худож­ник усваивал многие приемы учителя, копируя его работы, помогая ему выполнять большие заказы.

Собственные произведения Фрагонара — галантные пасторали во вкусе Буше и мифологические кар­тины в академической манере — были еще мало оригинальны. Академические навыки Фрагонар приобретал …

Жан-Оноре Фрагонар

Автопортрет Фрагонара

 

Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе, маленьком южном городке с живопис­ными узкими улицами, спускающимися по склонам альпийских отрогов в долину. В Грассе прошло детство Жана-Оноре; вскоре его отец, ремеслен­ник, решил перебраться вместе с семьей в Париж.

Когда мальчик подрос, отец определил его в кон­тору нотариуса. Почувствовав свое настоящее при­звание, семнадцатилетний Фрагонар направился в мастерскую Буше — самого модного придворного живописца. Но тот брал учеников с большим разбором и отослал его к Шардену.

Лишь после шести месяцев обучения у Шардена юноша был принят в мастерскую Буше. У Шардена Фрагонар мог получить основательные уроки реализма, и они сказались впоследствии.…