Вклад Фрагонара в развитие пейзажа

Едва ли не самый значительный и полновесный вклад Фрагонар внес в развитие пейзажа.

В начале века лирические образы природы соз­давал Ватто. И все же до Фрагонара во француз­ском пейзажном искусстве преобладали либо отвлеченные классические традиции, либо далекий от натуры декоративизм рококо. Углубление интереса к реальной природе в середине XVIII столетия было связано с самим духом просветительского мировоззрения, которое в противовес людским отношениям  извращенным господствующей общественной системой, утверждало красоту и нравственное достоинство естественной жизни человека в гармонии с природой.

Поэтому реалистический пейзаж Фрагонара имеет столь яркие аналогии в просветительской литературе. Вот описание загородной прогулки Руссо: «Сады, поднимавшиеся уступами, окаймляли дорогу на …

Гедонизмом Фрагонара

Характер реалистических тенденций творчества Фрагонара определялся общими закономерностями развития французского искусства середины XVIII ве­ка с его интересом к индивидуальности, природе и чувству.

Особенность искусства Фрагонара состоит в том, что оно едва ли не более, чем искусство других живописцев столетия, проникнуто гедонизмом, поэзией наслаждения. Как известно, гедонизм XVIII века был противоречивым явлением. Фило­софия наслаждения вступала в противоречие с реальными условиями существования миллионов людей, и недаром на нее обрушился пламенный гнев демократа Руссо. Но в то же время с нею было связано утверждение реальной, земной чув­ственности: французские материалисты противо­поставляли порочности аристократии и ханжеству святош право человека на наслаждение всем богатством бытия; иными …

Возвращение Фрагонара в Па­риж

Мадам Фрагонар

Осенью 1761 года Фрагонар возвратился в Па­риж. Он встретил на родине много нового. Ширилась борьба третьего сословия против анти­народной политики разлагающегося феодально-аб­солютистского режима. В записках современников появлялись мысли о возможности революции. Париж был наводнен политическими памфлетами, направ­ленными против абсолютизма. Передовые люди страны — просветители, объединившиеся в 50-е годы вокруг своей «боевой башни» — Энциклопе­дии, — смело выдвигали идеалы свободы и равен­ства. Это движение меняло облик Франции, при­ближая ее к антифеодальной революции. Чаще слышалось слово «гражданин», входило в обиход слово «энергия».

Все это определяло новые пути и новые осо­бенности художественной жизни.

Первые жанровые произведения Грёза прослав­ляли добродетели третьего сословия. Искусство Буше