Наброски, сделанные в 1942-1943 годах в городе, дают некоторое представление, чем жил тогда художник Будников, несколько рисунков, напечатанных во фронтовых газетах «Красная Армия» и «Сталинградская правда». Чувства и мысли его были такие же, как всех советских патриотов.
Ряд рисунков была посвящена подвигам советских воинов. Какой полезной считали они труд художника, видно из письма к нему от командира разведчиков с просьбой принять в знак благодарности за его вклад в дело обороны Сталинграда военные регалии для творческой работы, отобранные в немецких офицеров во время рейдов во вражеские части.
«С радостью будем смотреть Ваши выпущенные на арену картины», — заканчивает свое письмо гвардии капитан Б. Цивилев. Особое место в наследии Будникова тех времен занимают наброски развалин города. На выставках в Москве картины и этюды были представлены — следствие творческой командировки известных художников в Сталинград.
Скромные наброски Будникова производили глубокое впечатление. Нет, не сам образ искаженного, искалеченного бомбами и пушками города, а нечто другое, собственно Сталинградское, было выхвачено и увековечено художником. Это не обломки, которые в мирные дни предстоит убрать. Это монументы, в динамических формах которых отразилась величие «стояния на смерть», мощные ритмы тяжелой, но победоносной битвы.