После двухлетних драматических фронтовых впечатлений художник Будников в 1943 увидел Самарканд (сюда были эвакуированы художественные институты из Украины, Москвы и Ленинграда).
Несравненная красота средневековой архитектуры, особое состояние атмосферы, яркие, окутаны серебристой мглой необычного солнечного света цвета, которая непохожесть с тем, что только было перед глазами!
Этот уязвимый контраст обострил зрение художника, помог схватить тончайшие нюансы цветовых соотношений. Изысканные самаркандские акварели открыли новую грань личности Александра Будникова и доказали, что мог бы из него получится отличный пейзажист, если бы уделил внимание этому жанру.
Несколько месяцев самаркандского жизни, возвращение к размеренному ритму обучения, студенческих хлопот не усыпили естественного для баталиста стремление дальше шагать фронтовыми дорогами, фиксировать на бумаге увиденное и услышанное по рассказам очевидцев.