Александр Будников — пейзажист

Неаполь. Серый день.

Испытуемые войной, люди с особым восторгом и чувствительностью воспринимают красоту природы. Показательным в этом отношении было устройство и большой успех выставки пейзажа в Москве, по улицам которой еще шли на фронт колоны бойцов. Жанр, который незадолго перед тем казался второстепенным, оказался чрезвычайно важным.

По крайней мере свои пейзажные этюды Александр Будников шутливо называет видочками. Между тем как колорист — в них-то он и оказался наиболее полно. Преобладают у Будникова-пейзажиста этюды, рисованные при зарубежных поездках ( пример: Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры).

Трепетная, экспрессивная живописная поверхность, непосредственность мировосприятия сочетаются в них с острым чувством местного

Александр Будников — пейзажист и баталист

Сталинград. Мамаев курган. 1943

Жизненный путь художника Александра Будникова — типичный путь представителя Ленинского комсомола 1930-х годов. Ни в детстве, ни в юности его поколение не знало особого комфорта, но и не замечало этого, захваченное трудом, наделенное жаждой знаний, чувством причастности к величественному делу построения социализма и личной ответственности за судьбу Советской Родины.

Работая преимущественно в батальном жанре, художник Будников обращается и к пейзажам. Объятые пламенем руины Сталинграда, мрамор античных сооружений под небом Эллады, голландское город Роттердам ночью — чего только не пришлось видеть и рисовать Будникову!

Творческий труд художник сочетает с педагогической и активной общественной деятельностью. Он настоящий художник-коммунист, прошел сквозь пламя Великой

Рисовальщик Будников

Тернополь. Рисунок с 1-го Украинского фронта.

М. А. Шаронов, который тогда возглавлял художественный институт, сам был отличный рисовальщик и ставил строгие требования к рисункам. Однако надпись, сделанная его рукой на одном из фронтовых рисунков студента IV курса Будникова — «похвала ученого совета» — случай уникальный, поскольку речь шла не об академическом упражнении, а о рисунке-наброске. Это говорит высоком мастерстве Будникова, как рисовальщика. В трудных фронтовых условиях он сам делал переходы вместе с простыми солдатами и успевал запечатлеть воинов в моменты сражений и отдыха.

Будников продолжал обучение в батально-исторической мастерской под руководством К. Д. Трохименко, высоко ценил его живопись.
«Постановки» мастерских К. Д. Трохименко и А. А.