XVII Передвижная выставка открылась в 1889 году, и у Архипова и его друзей начались переживания иного рода: заметят ли их картины? Выставка занимала два этажа в доме Боткиной на Сергиевской улице, и было там представлено 183 картины пятидесяти четырех художников. Среди такого обилия полотен и маститых имен нетрудно затеряться неизвестному экспоненту. Но этого не случилось.
Архипова заметили. Пресса особенно отмечала его картину «На Волге». А потом пришло сообщение от Поленова о том, что эта вещь приобретена царской семьей. Конечно, для художника было бы важнее, если б полотно приобрел Третьяков, его внимание в глазах всего художественного мира значило много больше: Павел Михайлович для всех являлся главным художественным судьей. Но в этот раз выбор коллекционера пал на картины друзей Архипова. И Абрам Ефимович искренно радовался за них.
Не прошел незамеченным и «Деревенский иконописец», выставленный в том же 1889 году на IX периодической выставке картин Московского общества любителей художеств. Архипову была присуждена вторая премия.
А в октябре то же общество, во главе которого стоял Сергей Михайлович Третьяков, брат Павла Михайловича, организовало Первую выставку этюдов и рисунков.
Устройство такой выставки говорило об остром интересе к пленэрной живописи, к ее колористическим возможностям. Архипов, как и большинство молодых художников, особенно много усилий прилагал теперь к воспроизведению солнечного света, что требовало постоянной работы с этюдником на природе.
И если по установившимся академическим канонам этюд расценивался лишь как подсобный материал к картине, то для Архипова и его друзей он начал приобретать самостоятельную художественную ценность. Этюд давал ощущение непосредственности в передаче изображаемого момента, ощущение свежести и искренности.
Сделав за два лета множество этюдов, Абрам Ефимович отобрал пять из них на выставку: портреты стариков, мальчика и старухи, сидящей на берегу реки. Последний этюд казался ему особенно удачным по своей живописной манере. Шел октябрь. Снова начались волнения: примут ли?
Снова писала Наталья Поленова мужу: «Все молодое жалеет, что нет тут тебя, единственного друга и покровителя молодежи. Все это относительно этюдной выставки. Завтра Сергей Михайлович собирает комитет, а послезавтра — жюри. И тут ужасно обидно, что нет тебя. Сегодня были мы там. Отвезли, что у нас готово, и смотрели, что прислано. Наша молодежь вся двинулась. Архипов выставил прелестные вещи, Виноградов также».
Наталья Васильевна не преувеличивала. Молодежь действительно делала большие успехи.
Все работы, представленные Архиповым на выставку этюдов, были приняты.