Портрет Архипова

Портрет А.Е. Архипова

Архипов словно помолодел, ощущал себя нужным стране, нужным делу революции. В 1924 году он вступил в АХРР— Ассоциацию художников революционной России. Он уже уверенно шел в ногу со временем.
Теперь Луначарский не пропускал его имени в своих статьях о выставках. В 1925 году художник прочитал в «Известиях ВЦИК»: «Маститый Архипов блещет юностью, его краски сочны и победоносны. Все его картины, выставленные на VII выставке, в особенности этюд «Старик», интересны, Архипов не дал ни одного чисто революционного сюжета, но он очень на месте в АХРР, — он показывает, куда надо идти. Так сделанных картин не могут не любить крепкие, полные уверенности …

Выставка в Венеции

Молодая крестьянка в красной кофте

 

Летом 1924 года в Венеции на международной выставке впервые после длительного перерыва, вызванного войной и революцией, должны были показать свои работы русские художники, должен был открыться советский отдел.

Италия в числе первых осмелилась признать нашу страну и теперь ждала с опаской, интересом, нетерпением, что же продемонстрируют на выставке Советы.

И вот выставка открылась. Итальянцы хлынули в Советский павильон, и чувствовалось, что прежде всего их интересовали черты нового в этой неизвестной красной России. Они искали их. пристально вглядываясь в развешанные полотна.

Картин было много. Отобрали специально самые разные. Привезли работы реалистов, беспредметников, конструктивистов… Бессюжетную живопись и картины на самые злободневные …

Архиповские бабы

Девушка с кувшином

Список красных архиповских баб занял бы целые страницы. Все они, казалось, были фрагментами гигантского, пламенеющего, завораживающего полотна — «Красные крестьянки красной России».

Эти «бабы» не походили на малявинских. В них не было стихийности, разгульных, разрушительных, вырывающихся наружу страстей. Они источали спокойную, уверенную силу людей земли и труда. Чувствовалось, что художник сам любовался этими бодрыми женщинами. Молодел, глядя на них, и заставлял молодеть других.

Широкая кисть его свободно, радостно ходила по холсту. Абрам Ефимович писал портрет за портретом. Один за другим создавал он характерные национальные типы русских крестьянок новой деревни. Его волновал общий настрой людей молодой Республики, их оптимизм, их вера …