Андреа дель Сарто был одним из крупнейших художников. И не случайно, когда речь идет о выдающихся мастерах Высокого Возрождения, после имен Леонардо, Микеланджело и Рафаэля всегда следуют два имени — Фра Бартоломео и Андреа дель Сарто.
Андреа почти всю свою жизнь провел во Флоренции, за исключением эпизодических отлучек. Так, например, в 1518 году по приглашению короля Франциска I, большого поклонника его искусства, он уезжает во Францию и живет там больше года. Есть основания предполагать, что художник бывал также и в Риме, хотя никаких документальных данных об этих поездках нет. Возможно, что он посетил и Венецию.
Годы наивысшего расцвета таланта Андреа дель Сарто, приблизительно с 1510 года и до самой смерти в 1531 году, падают на время, когда Флоренция уже не была ведущим художественным центром Италии. В силу целого ряда экономических и политических причин им стал Рим. И не случайно такие титаны Возрождения, как Рафаэль и Микеланджело, были призваны для работы в Рим.
Трудно себе представить Флоренцию без Сарто. Его фрески украшают дворик Святейшей Аннунциаты, дворик монастыря Скальцо, монастырь Сан Сальви. Многочисленные станковые произведения его хранятся в крупнейших флорентийских музеях — Уффици и Питти. С именем этого художника связан последний этап, последний взлет живописи Возрождения во Флоренции. Читая исследования различных ученых, начиная с Вазари, неизменно сталкиваешься с высокими оценками его творчества. Сохранилось предание, будто бы Микеланджело, который очень высоко ценил Андреа, сказал Рафаэлю: «Есть человечек во Флоренции, который заставил бы тебя попотеть, если бы ему были поручены те великие дела, которые были доверены тебе». (Микеланджело не случайно говорит «человечек» — Андреа был маленького роста и его часто называли уменьшительным именем «Андреино».)
Андреа дель Сарто — выдающийся представитель Высокого Возрождения во Флоренции. Он не создал новых форм в искусстве, но многое в его творчестве раскрывалось им в соответствии с основными путями развития искусства Высокого Возрождения. Это ясно прослеживается в его монументальной живописи, особенно при сравнении его работ с работами Доменико Гирландайо, а также при анализе портретов. Одна из значительных проблем Высокого Возрождения — проблема пространства — была в центре внимания и Сарто, но решить ее так же блестяще, как это сделал Рафаэль, он не смог. Он не мог бы, подобно Рафаэлю, стать архитектором. Он не был гением, и талант его не столь многогранен. Но чувством пластической формы Андреа превосходил многих других живописцев Возрождения. А его сила в области колорита отмечается всеми, так же как и высокое мастерство в решении проблемы композиции и движения.
Несмотря на то, что Флоренция в эпоху Высокого Возрождения утрачивает свое господствующее положение в искусстве, она продолжает оставаться школой для молодых художников, городом, где все говорит об искусстве, об его блистательном расцвете в эпоху раннего Возрождения, она продолжает быть городом великих художественных традиций. Во Флоренции работают многочисленные мастера, и признанным вождем флорентийской школы живописи начиная с середины второго десятилетия XVI века и вплоть до самой смерти (1531) по праву считается Андреа дель Сарто.