Талант Кончаловского

Кончаловский «Венеция. Дом Тинторетто», 1924

Так происходило и со многими другими мастерами. Именно обращение к русской природе, русской жизни и ее седой старине помогало проявить свой великолепный живописный талант П. П. Кончаловскому.
В первой половине 20-х годов Кончаловский посвятил немало полотен природе и древним памятникам Италии. Эти произведения («Венеция. Дом Тинторетто», 1924;«Рим. Марк Аврелий», 1924; «Вилла Боргезе», 1924; «Венеция. Палаццо дожей», 1924) прекрасно выражают вольнолюбивый дух Кончаловского, его мастерство живописно-пластической передачи окружающего мира.

Но все же в полную меру талант Кончаловского проявился после обращения к русской природе и русским людям. В 1925 году Кончаловский начинает работать в Новгороде. Древний город, хранящий чудесные памятники старинной архитектуры, взял мастера в плен. Ему посвятил Кончаловский ряд превосходных жанровых полотен, а также большую серию пейзажей, которые во многом сформировали его творческое лицо, характер и своеобразие его искусства.

Овладение русской национальной темой изменило направление поисков Кончаловского. Главным становится живое и непосредственное изображение видимого, желание абсолютно подчинить чисто живописные элементы картины выражению определенных мыслей. Разумеется, это не было простым и легким делом. Художник находил свой путь в результате напряженного труда, больших творческих усилий. Об этом свидетельствует как раз новгородская пейзажная серия.

Не все полотна этой сюиты одинаково удачны и бесспорны. Некоторые выглядят беглыми набросками, в иных колористические задачи выступают на первый план. Но лучшие картины с полным основанием можно отнести к самым значительным работам художника. К ним относятся картины «Новгород. София» (1925), «Новгород. Детинец» (1925), «Новгород. Антоний Римлянин» (1925), «Новгород. Юрьев монастырь» (1926). Последняя особенно удачна. В противоположность многим Кончаловский не ставит здесь своей задачей дать точный в археологическом смысле «портрет» древнего собора. Перед нами монументальный исторический пейзаж, запечатленный живописцем, теснейшими узами связанным с «народной жизнью, национальной историей, русским характером». Храм далекого XII столетия предстает в картине как былинный богатырь. Великолепно почувствовал Кончаловский своеобразие новгородской архитектуры, ее пластичность и мощь. Приземистый, коренастый, собор кажется сросшимся с землей и возникшим из нее. Но в то же время в нем угадывается конструктивная основа, внутренняя логика построения.

В картине «Новгород. Антоний Римлянин» в полную меру проявился живописный дар Кончаловского. Именно с помощью цвета достигает художник впечатления объемности, пластической выразительности монументального сооружения.

П.П.Кончаловский  «Новгород. Антоний Римлянин»

Колорит является носителем и богатого эмоционального содержания. Он сообщает картине торжественное звучание. Сочетание насыщенных зеленых, оливковых, желто-лиловых,
серебристо-серых тонов придает художественному образу древнего собора праздничность. В то же время этому историческому пейзажу присущ героический характер — качество, которое впоследствии, особенно в годы Великой Отечественной войны, будет свойственно многим работам советских пейзажистов.
Величавый эпический строй пейзажных произведений Кончаловского сохраняется во многих его полотнах 30—40-х годов. Больше того, эта черта во многом определяет характер его дальнейших пейзажных работ. Даже в таких камерных вещах, как «Домик Петра Великого» (1931), «Рязань. Музей «Дом Олега» (1931), сохраняется ощущение значительности пейзажного образа и повышенной жизненной активности.
В творчестве Кончаловского важную роль занимал не только архитектурный и городской пейзаж. Влюбленный в жизнь, этот художник с неистовой силой и огромной художественной убедительностью выразил творческую энергию природы.

П.П.Кончаловский  «На полдни» (1947)

Пример тому картина «На полдни» (1947). Могучие столетние дубы с кряжистыми ветвями и густой зеленью, которым словно не хватает места в узких рамках картины, производят могучее впечатление. Они символизируют великие жизненные силы природы, они кажутся богатырями, охраняющими покой и мир тихой речки и стада, нашедших приют под их тяжелыми кронами.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв