«Вознесение Марии»

Вознесение

 

С большим мастерством разрешил Андреа дель Сарто проблему движения вверх в «Вознесение Марии». Этой теме Андреа посвятил два произведения, а может быть, правильнее назвать их двумя вариантами, отделенными один от другого приблизительно пятью годами.

Наибольший интерес представляет раннее «Вознесение», созданное около 1522—1523 года (Флоренция, галерея Питти). Композиционно картина делится на две части — верхнюю и нижнюю: наверху, на облаках, мадонна, окруженная ангелочками, внизу, у пустого саркофага, фигуры святых.

Художник изобразил тот момент евангельской легенды, когда Мария толь­ко что вознеслась на небеса и восседает на облаках, но движе­ние продолжается, только оно перестало быть стремительным, а стало плавным и едва уловимым. Этому ощущению медленно­го, но непрерывного движения способствует композиция, пост­роенная   на   ритме   кривых   линий.

Облако,   поддерживающее Марию, заканчивается внизу плавной выгнутой дугой, которая повторяется расположением фигур ангелочков. Ту же дугу, но менее отчетливо, можно проследить в композиционном построе­нии фигур, расположенных в нижней части картины, — она на­мечается коленопреклоненными св. Николаем слева и св. Мар­гаритой справа и апостолом Фомой, стоящим у саркофага. Эти фигуры выделены и цветом и светом.

У Маргариты ослепитель­но белый платок на голове, золотисто-оранжевый плащ у св. Ни­колая, а одежда св. Фомы строится на сочетании сочного глу­бокого синего цвета с ярко-красным. Роль света в «Вознесении» вообще весьма существенна: вся верхняя часть залита мягким золотистым светом, в то время как в нижней части композиции активен контраст света и тени.

А между  верхней  и  нижней частью бездонное темное, почти черное небо. Подобное распре­деление света служит той же цели, что и композиция, оно уси­ливает  динамику  движения.   Цвета   одежды   апостола   Фомы повторяются в тех же, но более приглушенных тонах одеяния Марии. Фома стоит, запрокинув голову, и плавным жестом ле­вой руки указывает стоящим внизу на возносящуюся мадонну. Таким образом, и повторение цвета и жест Фомы связывают верхнюю и нижнюю части композиции и подчеркивают движе­ние вверх.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв