«Прачки» конец 1890-х

prachki2

За несколько лет Абрамов сделал несколько этюдов и две картины, точнее, два варианта одной. Вообще он не любил делать повторений, даже сильно отличающихся от первоначального замысла. Но тут, когда все уже было готово и он считал, что закончил свой долгий труд, решил последний раз сходить в прачечную, сверить окончательно свое живописное решение с натурой.

Вернулся сосредоточенный, замкнувшийся, заперся в мастерской, поставил чистый холст на мольберт и принялся писать заново. Только спустя некоторое время поделился с друзьями впечатлениями от последнего посещения прачечной: «Я увидел, что все совсем другое, чем то, что видел в первый раз; увидел старую женщину, она и сбила меня с толку — устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть — это более выразительно... Все живописно — пар клубится, усталость старухи...»
Живописно! Это было важно для настоящего мастера. Как можно больше выразить живописью, так решил сначала, еще в 97-м.

И он принялся за новый вариант картины. Уменьшил число персонажей. Изменил композицию. Она стала лаконичнее, обобщеннее. На переднем плане слева поместил ту, старую, уставшую, говорящая» поза которой и натолкнула на новое решение. И пар, поднимающийся в просвете окна, вышел теперь так натурально, что казалось, даже запах прачечной сумел он передать.

Писал он «Прачек» совсем иначе, чем прежние картины: широким, длинным, свободно ложащимся мазком. Такой мазок, которым овладел он в совершенстве, позволял передавать текучесть формы, превращая, где надо, объем в пятно. К этой технике прибегали и Соров, и Левитан, и Коровин в своих театральных декорациях и портретах. Толчок к этому дал им шведский художник Цорн, произведения которого демонстрировались на выставке скандинавских художников и увлекли многих живописцев.

За те годы, что работал Архипов над «Прачками», было много выставок. Помимо отечественных, впервые стали устраиваться в 90-х годах выставки иностранных художников. В организации части из них видную роль сыграл С. П. Дягилев.

«Прачки», второй вариант, наконец была закончена, и он выставил ее на XXIX передвижной выставке. С болезненным самолюбием ловил каждое слово о своей картине, читал-перечитывал каждую статью. Пожалуй, только одна его картина «По реке Оке» имела еще такой же огромный отклик в печати, как эта. Все в один голос отмечали высокое художественное мастерство.
«Картина А. Е. Архипова небольшая, но из-за нее одной стоит сходить на выставку передвижников», — писала «Петербургская газета».
«Картина «Прачки» ярким лучом светится на выставке. Это, пожалуй, лучшая и серьезнейшая работа этого высокоталантливого художника», — вторили «Новости и биржевая газета».

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв