«По этапам» 1892

Две фигуры ссыльных. Этюд к картине «По этапам». 1892

В конце 1892-го, в первых числах декабря на ежегодный конкурс Московского общества любителей художеств он дал написанную незадолго перед тем картину «Проводы». Он написал ее в иных, спокойных тонах, соответствовавших изображенному сюжету. Писал больной. Подхватил где-то в странствиях экзему. Все лицо и голова были намазаны мазью и перевязаны. Сам себе был жалок. Но, привыкнув выходить из всех трудных положений, полагаясь лишь на собственные силы, собрался с духом и принялся за работу — лекарство лучшее, чем любая целебная мазь.

Работа подняла настроение. «Архипов... на конкурс в Общество любителей поставил небольшой и хорошенький жанр, — писал художник А. А. Киселев, — солдатик провожает свою старушку-мать, приходившую на побывку к нему в лагерь. Тон серенький, но очень хорош». На Малой Дмитровке, где проходил конкурс, художники обсуждали, кому же достанутся первые премии. Премии были серьезным подспорьем в их жизни. Самые большие присуждались за жанровую живопись: первая — 450 рублей, вторая — 300, третья—150.

— Первую премию за жанр, наверно, присудят Архипову, — говорил Бакшеев Алексею Корину, рассматривая картины,— вторую, думаю, мне. А за портрет первую, конечно, тебе.
— Не будем предполагать, подождем до завтра, — осторожничал Корин.

Когда на следующий день все пришли на выставку, то к картинам уже были прикреплены ярлычки с указанием премий. На картине Архипова висел ярлычок с цифрой 2, номер 1 значился у Бакшеева на полотне «В родном гнезде». Корин действительно получил за портрет первую премию. Так что Василий Николаевич Бакшеев ошибся ненамного.
А может, по существу, он и правильно оценил свою и архиповскую работы. Виноградов сообщал Хруслову: «Периодическая выставка хороша и оживленна. Лучшая вещь — это портрет М-me Мориц (урожд. Якунчикова) Серова. Это что-то поразительное. Чудо чудес. Картина Абраши чудесна. Бакшеева — очень хороша, но мне что-то кажется неискренней она...»

Отзыв Виноградова совпадал с отзывом Нестерова: «Вчера побывал на периодической, где любовался поразительным (тициановским) портретом некой m-me Мориц работы Серова и прекрасной картиной Архипова». Тем временем Абрам Ефимович уже заканчивал картину «По этапам» для XXI передвижной выставки. То ли в знак протеста, что на предыдущую, XX выставку не приняли картину Иванова на аналогичный сюжет, то ли увлекшись темой после рассказов своего друга, Абрам Ефимович сам решил показать на полотне этих несчастных.

Показать хорошо им изученную «бродяжную и сермяжную Русь». Жил летом в Нижнем Новгороде, писал этюды и по ним создавал свою картину. Тема волновала художников. Еще раньше Иванова обратился к ней Малютин. Одновременно с Архиповым на XXI выставке Левитан выставил знаменитую «Владимирку». Каждый вносил в разработку этой темы свою ноту, свое видение.

Пожалуй, никогда не работал Абрам Ефимович так много и плодотворно, как в 90-е годы. Картины его
обычно быстро покупали, но вот «По этапам» и «Проводы» остались на выставках непроданными. Пришлось просить Хруслова переговорить с киевским коллекционером Вульфом, не купит ли тот картины за полцены. «Денег у нас по пятерке. Поскорей бы», — писал Архипов.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв