Пейзажи Фрагонара

Большие кипарисы виллы д'Эсте

И тем не менее вскоре Фрагонар отвернулся от исторического жанра, а с 1769 года и вовсе перестал выставляться в луврских салонах на все годы монархии. Покро­вительству официальных королевских учреждений Фрагонар предпочел заказы аристократов и бога­тых буржуа. Надо полагать, что причина этого заключается в стремлении молодого мастера быть свободным от педантичной опеки ложных акаде­мических догм. Его темпераментное искусство, полное исканий, тяготеющее к живой передаче естественного чувства, было враждебно догма­тизму. Но что противопоставлял художник напы­щенности и фальши придворной школы?

Некоторые современники Фрагонара сокруша­лись, что он удовлетворился популярностью своих работ в аристократических будуарах, отказавшись от больших идей и славы исторического живо­писца.

В конце XIX века этот взгляд по-своему перетолковали буржуазные искусствоведы, не же­лавшие рассматривать явления искусства прош­лого в их исторической обусловленности. В зару­бежных сочинениях XX века особенно часто встречается тенденциозный подбор репродукцион­ного материала. Искусствознание подменяется спекуля­цией на нездоровом любопытстве обывателя.

В действительности искусство молодого мастера складывалось в 60-е годы как лирическое, интим­ное искусство, охватывающее различные стороны реального бытия. Это были и сцены повседневной жизни и пейзажи. Образцом такого является пейзаж «Большие кипарисы виллы д'Эсте».

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв