Картина «По реке Оке» Архипов

Картина «По реке Оке»

Абрам Ефимович Архипов продолжал работать настойчиво, развивая те свои достижения в пленэре, которые радовали его в «Пересудах» и двух этюдах старух, сидящих на берегу. Он создавал картину, которой суждено было принести ему первый большой успех - картина «По реке Оке».

Работал над полотном долго. И на окской переправе, и дома в деревне, и в московской мастерской. Сделал много этюдов. Сначала выполнил на натуре пейзаж с лодкой. Потом медленно писал позировавших ему по отдельности крестьян. Серьезно продумывая композицию, решил показать лишь часть лодки, представившейся его взору на переправе. Этим создавалось ощущение непосредственности происходящего.

В позах людей и в общей группировке фигур старался передать естественность и непринужденность. Бытовые детали отбирал тщательно, выписывал любовно. Лишнее отбрасывал, максимально добиваясь в передаче всего жизненности, правды. Подходил к полотну в разное время дня, при разном освещении. Удовлетворенно щурился — выходило неплохо.

Огромное внимание художник уделил колориту. Он давно заметил, что яркий солнечный свет притушивает краски, и здесь, в одеждах крестьян, переправляющихся на лодке по реке, постарался передать эту сдержанность, приглушенность тонов. Удачно подобранная нежная золотистая красочная гамма явственно воссоздавала полуденный зной, легкое марево в воздухе над водой, яркость общего освещения. Тени ложились расплывчато, как бывает во время жары, гладь реки простиралась к самому горизонту, и при взгляде на картину казалось, что вы сами находитесь там, на Оке, дышите чистым речным воздухом, любуетесь переправой, слышите, как скрипят весла в уключинах, греетесь под лучами летнего солнца. Еще ни одно полотно не удавалось художнику так, как это.

И признание не заставило себя ждать. Перед открытием передвижной и периодической выставок художников, как обычно, объезжал Павел Михайлович Третьяков. Начинал со «стариков», кончал молодыми. Каждый с трепетом ждал, когда у его дверей раздастся осторожный стук и покажется на пороге московский подвижник. Ждал и Архипов. И все же когда в один из дней скромная, высокая фигура Третьякова появилась в дверях мастерской, это показалось неожиданным. Архипов невольно весь подтянулся, откашлялся, расцеловался с Павлом Михайловичем троекратно, по московскому обычаю. Смущаясь, предложил сесть.

- Есть что-нибудь новое, Абрам Ефимович?
- Картина, - быстро ответил художник, тут же подумав: «Какую глупость я говорю, что же еще может
быть?» И добавил тотчас: «По реке Оке».
И бросился открывать полотно.

Павел Михайлович сначала смотрел сидя. Потом встал, подошел ближе, отступил чуть под углом. Долго молчал. Когда же наконец повернулся к застывшему в ожидании художнику, глаза Третьякова засветились таким теплом, что Архипов без слов понял - понравилось. Коллекционер снова сел и просто сказал:
- Хорошо, голубчик! Очень хорошо!
И затем добавил:
- Не уступите ли для моей галереи?

Архипову хотелось обнять Павла Михайловича, благодарить за честь, ведь как мечтал об этом и в то же время боялся, вдруг картина не понравится? А этот замечательный человек еще спрашивает, не уступите ли. Архипов был счастлив: картина куплена еще в мастерской и на выставку отправится уже как собственность Третьякова.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв