Картина «Обратный» 1896

obratnyi

Как и в предыдущие годы, на каждую выставку Товарищества передвижников давал он одну-две картины, которым предшествовало множество этюдов и эскизов. В 1895-м выставил «Лед прошел». В 1896-м — «Обратный» и «Поденщицы на чугунолитейном заводе».

«Всемирная иллюстрация», рассказывая о XXIV выставке, отмечала, что под кистью Архипова, Касаткина, Корина и ряда других молодых художников «жанр совершенно изменился, на нем видны следы современной мысли, направления исключительно психологического, а не тенденциозного; а на манере в этом новом или, вернее, обновленном жанре видны новые приемы техники».

Современникам особенно понравился «Обратный». Этой картиной художник как бы завершал лирическую разработку крестьянского жанра. Сколько было поэзии и сердечности в немудрящем сюжете: возвращении домой на зорьке молодого ямщика, едущего порожняком!

Кругом необозримый простор, колокольчик мерно позвякивает под дугой, туман еще стелется над полем, тишина и покой во всем, кажется, парню хочется петь, и он поет, тронутый красотой родной земли.
— Ведь поет же? — спрашивали нередко художника. Тот, довольный, улыбался хитровато, и было ясно: нельзя не запеть при виде такой красоты. Пейзаж играл в картине огромную роль. Мастерски подобранная нежная красочная гамма с едва заметными переходами розовато-лиловых, голубоватых, коричневатых тонов вызывала ощущение неизбывной красоты природы в этот предрассветный час.

Вновь, как в картине «На Волге», чувствовалось, что окружающая красота пробуждает в крестьянском пареньке отзыв, задевает поэтические струны, заложенные в каждом человеке от рождения. В общении с природой отходит на задний план все трудное, будничное, зарождаются в душе поэзия и музыка. Так было всегда с ним самим, Архиповым. Подобное же ощущение испытывал каждый при виде архиповской картины. Недаром Левитан, изумительный пейзажист-лирик, внимательно осмотрев картину, серьезно и проникновенно произнес трижды: «Хорошо! Хорошо! Хорошо!» Недоверчив порой бывал Архипов. Но тут поверил сразу. И тону Левитана, и своей картине. Действительно вышло хорошо.

Он чувствовал, что большего выразить в этом жанре, пожалуй, не сможет. Снова создавать подобные же картины — значило бы заняться перепевом своих же полотен. Нужен отход от лирической темы. И жизнь уже подсказывает новые, как в «Поденщицах».

podenshitsy

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв