Альбер Камю «Калигула» и «Чума»

Никола Пуссен. Чума в Ашдоде 1630

Уж сколько говорилось и писалось, что Франция подарила миру массу гениев, всё равно, раз за разом вспоминая их имена не забываем назвать одно – Камю. И это не просто писатель, не просто философ, и не прото политический деятель. Это камень, это глыба, это высокое искусство в полном смысле этого слова. Уж сколько всего было написано про него.

Но сейчас речь пойдёт о двух его знаковых произведения, которые почти сразу сделали Камю великим.
«Чума» - это роман, который был написан в 1944 году. Можете себе представить, что мог ещё написать писатель, который умеет понимать философию мира? Он описал процесс человеческой болезни, не сколько самой чумы, а все стадии деградации чумы духа. Это роман против чумы, которая на тот момент опустошила всю Европу – фашизма. Именно фашизм уничтожает всё то что есть человеческое в людях.

В романе у Камю настоящая чума уничтожала последние остатки человеческого в людях. И болезне, точнее эпидемии в романе противостоит маленькая кучка людей во главе доктора Риэ. И даже тогда, когда доктору удаётся справиться с эпидемией, он всё равно в финале романа предупреждает: «Чума не ушла, чума осталась в наших сердцах и только сильным людям под властью справится с ней». Может Камю и прав – только человеку дано победить зло в самом себе. Роман причислили к самому, пожалуй, древнему виду литературы. А именно – к мифологии. У Камю получился миф о чуме, которая способна убить в человеке всё живое и заставить жить по своим никому не понятным жестоким правилам.

kaligula

Что касается «Калигулы»… Тут надо сказать, Камю обошёлся ещё жёстче. Он попробовал рассказать, что значит быть тем, кем ты быть не можешь. Нет, Калигула мог быть императором, но ему показалось, что этого мало. Он хотел стать богом. Но что дано Богу, то не дано человеку. И он понял это, он понял, как тяжело быть среди тех, кто считает его богом, даже не смотря на то, что он этих людишек убивает.

За три года своего правления Калигула уничтожил более 30000 человек. И это не выдумка, это исторический факт. И его убили именно потому, что уже всем казалось, что он бог весть что, но только не император. Но Камю не просто пишет пьесу о Калигуле, а кажется, пытается его оправдать. Пытается дать оценку его заблуждений и оценить попытку сделаться человеком, но совершенно не привычным способом – через убийства тех, кто ему до какой-то поры верил.

Он потерял всё: власть, любимую, друзей. В итоге его окружают убиенные, которые не пускают его на Луну. Именно туда всю пьесу стремится Калигула, только для тог, чтобы не видеть мерзких лиц императорской свиты. Но до Луны далеко, а тех, кто его предал много и они горазно ближе. Он только в конце пьесы понимает, что действовал, скорее всего, не правильно и что возможно виноват, но ведь он император.

Пьеса «Калигула» наверно самая популярная по постановкам в театрах мира. Почему то из шести – семи пьес написанных Камю именно эту пьесу ставят чаще. Самые яркие постановки в России и запоминающиеся были в Санкт-Петербурге и в Москве. В Питере Калигулу играл Хабенский, в Москве – Меньшиков. И неизвестно кто из них лучше раскрыл образ, написанный Камю. Потому что оба гениально талантливы и бесспорно лучшие.

Но есть ещё более удачные постановки, которые, увы, уже давно канули в лету. В далёком Ташкенте, где, кстати, впервые в СССР поставили эту пьесу, до сих пор живёт такой театр как «Ильхом». Это первый некоммерческий театр Советского Союза, который был создан в 1975. Так вот, там ставили «Калигулу» и Мастер-режиссёр этого театра Марк Вайль сделал свою, абсолютно не похожую версию. Он убрал почти всех действующих лиц оставив только четверых центральных – Калигулу, Сципиона, Херею и Цезонию - и спектакль игрался как настоящая древнеримская трагедия, без сочувствия, без цензуры.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.