Гравюра «Возвращение стада»

В альбоме Сен-Нона есть гравюра «Возвращение стада», выполненная в 1776 году. Это сельская сцена: у стены старого хлева женщина стирает белье, а крестьянин открывает овцам ворота. Такая картина была некогда в собрании Декурсель. Рисунок Фрагонара на близкий сюжет из музея Фабр в Монпелье датирован 1773 годом. К 70-м годам относится и большинство рисунков мастера из народной жизни. Это дает основание полагать, что в 70-е годы реалистические тенденции в творчестве Фрагонара становились глубже, чем ранее, тем более что жанровые композиции 60-х годов (например, «Крестьянские дети»,  Эр­митаж) были еще весьма условны.

Содержание таких произведений, как «Возвращение стада», «Стадо» из монакского собрания, луврская «Гроза», характеризует важную сторону творческих устремлений Фрагонара. Его влечет к изображению полнокровной жизни людей в естественном богатстве природы, в близости к ее животворным силам. Это решительно отличает Фрагонара от Буше с его слащавыми и надуманными «сельскими сценами», в этом его преимуще­ство перед Грёзом, который никогда не достигал такой правдивости и естественности изображения повседневного бытия. В восторженном искусстве Фрагонара заключена способность отдаться, подобно Руссо, «всем сердцем, всеми чувствами очарованию окружающего».

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв