«Берег моря близ Генуи» 1773

Берег моря близ Генуи. 1773. Сепия

 

Ослепительные вспышки солнечного света на ли­стьях, черные силуэты сучьев и мягкие тени под деревьями — все это виртуозно передано сангиной. Ясность и простота трактовки пейзажного мотива придают этому рисунку большую образную силу. Ранние пейзажи Фрагонара интимны и несколько таинственны, в них много мечтательности, композиция прихотливо сочетает пространственные эффекты с уютом тенистых уголков парка («Кипарисы в садах виллы д'Эсте», Безансон, музей).

 

Пейзажи 70-х годов не столь прихотливы, в них больше ясности, определенности. Изысканность пейзажных картин начинает уступать место спокойному вели­чию природы.

В сепии  «Пинии виллы Памфили»(Париж, частное собрание) высокие деревья отграничивают от парка просторную открытую поляну. Посредине торжественно поднимается, склоняясь вправо, большая пиния. Она окружена множеством фигурок людей, расположившихся на обширном холме. Строгий объем белого здания замыкает фон. Уравновешенность композиции, четкость пространственных членений говорят о новых поисках художника.

В пейзажах 70-х годов отражаются более широкие жизненные наблюдения Фрагонара, а связи людей с природой становятся естественнее и органичнее. Среди лучших графических пейзажей этого времени—«Берег моря близ Генуи» (1773, сепия; илл. 22).

Первый план этого рисунка заполнен движущимися лодками и фигурами рыбаков. Средний план спокойнее и строже. Его образуют громады скал, нависших над морем. На их вершину ведет тропинка. Вверху, на фоне светлого неба, видны две фигурки; они придают голым скалам обжитость, вносят лирическую ноту в картину величавой природы. Пространства, свободные от краски, вызывают иллюзию, будто солнечный свет, смягченный влажными испарениями моря, струится среди облаков. В эмоциональности рисунка 1773 года воплощено поэтическое восхищение художника пе­ред ничем не украшенной, полной жизни природой.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв