«Усекновение главы»

По легенде, Ирод, плененный танцем Саломеи, обещал выполнить любое ее желание. Она потребовала голову Иоанна Крестителя, которого заключил в темницу Ирод.

Вот почему рядом с «Танцем Саломеи» мы видим «Усекновение главы» (ок. 1523). Андреа дель Сарто изобразил не казнь, а момент, когда голова уже отрублена и палач, повинуясь приказу стоящего справа начальника стражи, протягивает голову Саломее.

Фигура палача скрывает от зрителя окровавленную шею Иоанна Крестителя. Превосходно анатомическое строение фигуры палача, его мощная мускулатура, устойчивая поза. Некоторые исследователи в позе палача видят осуждение Саломеи: кладя голову на блюдо, он отворачивается от Саломеи. В могучей фигуре палача снова сказывается влияние Микеланджело, которое можно обнаружить и в фреске «Подношение главы», созданной в том же году, что и «Усекновение главы».

Саломея несет на блюде голову Иоанна Крестителя, а мать ее, Иродиада, готова принять голову. Действие развертывается в том же помещении, что и «Танец Саломеи», но группа несколько более компактна.

Очень хороша фигура Саломеи, которая плавной походкой, грациозно изогнувшись, приближается к столу. Но наиболее, пожалуй, интересна фигура мужчины, стоящего справа. Его принято сравнивать с пророком Иеремией Микеланджело. Он погружен в глубокую задумчивость, голова тяжело опущена на руку.

Трудно сказать, какой смысл вложил Андреа в фигуру этого человека. Но если лицо Ирода выражает смятение, а Иродиада с торжествующей улыбкой смотрит на Ирода, то так называемый «мыслитель», по-видимому, призван символизировать осуждение.

Когда сопоставляешь обе фрески — «Усекновение» и «Подношение» — невольно приходишь к выводу, что фигура палача, отвернувшегося от Саломеи, и фигура пожилого «мыслителя» связаны друг с другом, призваны раскрыть более глубокий смысл, развить мысль, которая, зарождаясь в осуждающем жесте палача, завершается скорбными раздумьями «мыслителя».

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв