«Крещение Христа» (1509—1510)

Первая по времени создания фреска Скальцо — «Крещение Христа» (1509—1510). В ней еще отсутствует то, что впоследствии станет одной из характерных особенностей мастерства Андреа. Речь идет об умении связывать фигуру с пространством и, пользуясь ограниченным числом персонажей, создавать компактную композиционную группу. В «Крещении Христа» фигуры еще разобщены, они как бы растянуты по горизонтали. Спустя некоторое время Андреа написал «Проповедь Иоанна Крестителя» (точная датировка неизвестна, одни считают, что — 1510 г., другие — ок. 1515 г.). Достаточно сравнить эту фреску с «Крещением Христа», чтобы убедиться в том, как развился талант мастера. В «Крещении» он как бы пробовал свои силы в области моделирования форм светом и тенью, разрабатывал движения и позы. Об этом говорит и мягкая трактовка фигуры Христа, и несколько жесткая и угловатая фигура Иоанна Крестителя, стоящего в неудобной позе, и разнообразные по своим позам и движениям фигурки ангелов. «Проповедь Иоанна Крестителя» — работа уже зрелого мастера, своего рода наглядный пример различий между искусством XV века (кватроченто) и искусством Высокого Возрождения.

С одной стороны — сходство с фреской на ту же тему Доменико Гирландайо в церкви Сайта Мария Новелла, с другой — принципиально иное художественное решение. Гирландайо для изображения толпы пользуется большим числом фигур, он боится пустоты, незаполненности пространства, и в результате вся композиция, несмотря на ее продуманность и уравновешенность, кажется дробной и фреска в целом напоминает ковровый узор. Андреа дель Сарто для изображения толпы понадобилось всего несколько фигур. Композиция замкнутая, компактная. Сухие контуры Гирландайо уступают место тонкой моделированию форм, светотень мягко обволакивает абрисы фигур (здесь сказывается изучение произведений Леонардо). У Андреа, в отличие от Гирландайо, все присутствующие охвачены чувством взволнованного интереса к проповеди Иоанна Крестителя. Пусть здесь нет той силы и разнообразия эмоций, которые характеризуют «Поклонение волхвов» Леонардо, но принцип тот же: объединить присутствующих общим настроением, передать внутреннее устремление всех персонажей к единому источнику эмоций, в данном случае к проповеди Иоанна Крестителя.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв