«Крещение народа»

Еще более свободен Андреа дель Сарто в решении темы «Крещение народа», которое было закончено между 1516 и 1517 годами. Здесь композиция лишена той строгой симметрии, которая в «Проповеди Иоанна Крестителя» еще связывает произведение мастера с искусством кватроченто. В «Крещении народа» нет симметрично стоящих фигур, композиционное равновесие достигается при помощи сочетания фигур с пейзажем благодаря устойчивости и массивности самих фигур (например, полуобнаженная фигура справа, стоящая спиной к зрителю).

В этой фреске Андреа не только мастер, прекрасно владеющий различными приемами композиции, но и художник, для которого нет больше трудностей в области анатомии, рисунка, ракурсов, в использовании светотени. Об этом говорит исключительное разнообразие поз, движений, поворотов. Естественно, что мастер не мог пройти мимо могучего таланта Микеланджело, и некоторые исследователи даже видят прямое заимствование и подражание картону «Битва при Кашине», например, в фигуре раздевающегося мужчины слева. Вернее другое. Под влиянием Микеланджело талант Андреа приобретает большую силу, он много занимается анатомией, уделяет исключительное внимание не только мягкости в пластической трактовке формы, но и точности рисунка. Именно под влиянием Микеланджело в искусстве Андреа появляется скульптурность форм.

Вслед за «Крещением народа» было написано «Взятие под стражу» (1517), где скульптурность форм сказывается еще больше, чем в предшествующих фресках, а свет используется не только для лепки объемов, но и для создания пространственных отношений. В композиции мало фигур, и движение в основном сосредоточено в правой группе — Иоанн и стражники.
Активное движение в правой группе подчеркивается статичной фигурой слева. Складки тяжелой одежды придают ей величавость, спокойствие и равновесие.
Здесь те же черты стиля Высокого Возрождения, что и в Станцах Ватикана. Достаточно вспомнить фреску «Изгнание Гелиодора» Рафаэля, в которой стремительному движению группы с Гелиодором противопоставляется величаво спокойная группа с папой Юлием II. «Взятие под стражу» — произведение очень важное для понимания творчества Андреа. В нем полностью определились характерные черты его зрелого стиля: мастерство композиции, основанной на сложном равновесии пространственно-ритмических элементов, свободное владение приемами светотени, абсолютный отказ от каких-либо лишних, перегружающих композицию деталей и аксессуаров, величавая монументальность в трактовке форм. «Взятие под стражу», по сути дела, программное произведение художника, характерное не только для его зрелого творчества, но и для всего искусства Высокого Возрождения во Флоренции.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв