Фреска «Рождение Марии» Фрагмент. 1514

Фрагмент  Фреска Рождение Марии

Движение всех персонажей идет в одном направлении — к центру, к кормилице с ребенком. У Андреа дель Сарто композиция фрески «Рождение Марии» строго продуманная, но весьма свободная в распределении акцентов. Центром ее должна была бы быть сдвинутая влево группа женщин с кормилицей, держащей на руках новорожденную Марию. Но движение двух служанок направлено не к этой группе, а к полулежащей фигуре Анны (в правой части композиции).

К ней же устремляется одна из посетительниц. Женщина в центре, также направляясь к Анне, повернулась к группе с кормилицей, и эта фигура связывает два различных направления движения, как бы «примиряет» их. Одно направление замкнутого движения сосредоточено в группе с кормилицей, другое — свободное — направлено к Анне. Поэтому не кажется чем-то случайным и непродуманным выделение центральной женской фигуры наиболее интенсивным светом и цветом. В многообразной гамме красного цвета платье женщины — самое яркое и светлое.

Необходимо отметить также различие и в области линейного построения композиций. У Гирландайо — почти фризообразное построение, идущее вдоль нижнего края картины. У Андреа дель Сарто большая динамика благодаря разным направлениям движения, развитие которого подчинено не горизонтальной схеме, а построено на ритме кривых линий, тем самым способствуя глубине и пространственности композиции. Отличен и сам характер трактовки фигур. Угловатость движений, жесткие складки одежд у Гирландайо уступают место плавной поступи, неторопливости, небрежно изящным жестам и позам, непринужденности и уверенности у Андреа. Ткани падают мягкими тяжелыми складками, подчеркивающими плавный ритм движения.

Вопросы, связанные с новым ритмическим композиционным построением, с решением глубины и пространственности,с использованием различных направлений движения в одной и той же композиции и, наконец, с трактовкой фигур, прекрасных в своей величавой монументальности, были проблемами искусства Высокого Возрождения. Во Флоренции их решал Андреа дель Сарто.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв