«Благовещение» 1512

Благовещение. 1512

Проблема движения, плавного и величавого, связь фигур с пространством, соотношение между фигурами и пей­зажем, роль архитектуры в композиции — задачи, которые ста­вил Андреа Сарто с самого начала своего творческого пути не толь­ко в области монументальной живописи, но и в многочис­ленных станковых произведениях. Так, например, в «Благове­щение» (1512, Флоренция, галерея Питти) намного раньше, чем в Поджо а Кайано, Андреа дель Сарто весьма серьезно и вдумчиво разрешил все эти проблемы. Мария и архангел Гавриил с ангелами изображены на фоне архитектурного пей­зажа. Мария стоит в непринужденной позе, слегка повернув­шись в сторону Гавриила. Склонив голову, она спокойно слу­шает его.

Массивное здание, занимающее половину фона, могло бы оказаться чересчур тяжелым, но арка справа облегчает его. Роль арки этим не исчерпывается. Плавная линия ее полуцир­кульного свода и правая поднятая рука архангела связывают левую и правую части композиции, которые уравновешены двумя ангелами, стоящими за спиной коленопреклоненного ар­хангела. Глубина и пространственность композиции достигаются весьма разнооб­разными приемами: в просвете арки видны развалины какого-то здания, украшенного в свою очередь сквозной аркой. Справа расстилается далекий пейзаж. Однако не только этими прие­мами, широко известными итальянским мастерам того времени, создает Андреа иллюзию пространственности. Этой же цели служит и расположение фигур правой группы.

Мария из «Благовещение» — подготовительный этап в раз­витии царственно-величавого образа мадонны, который спустя несколько лет был создан в одном из самых прославленных произведений мастера — «Мадонна с гарпиями». Позднее в «Мадонне с гарпиями» Андреа сумеет самой постановкой фигу­ры, строгостью образа мадонны создать ощущение величия и мо­нументальности. Здесь же, в «Благовещении», ему для это цели нужно было прибегнуть к архитектурному сооружению. и пространственность композиции достигаются весьма разнооб­разными приемами: в просвете арки видны развалины какого-то здания, украшенного в свою очередь сквозной аркой. Справа расстилается далекий пейзаж. Однако не только этими прие­мами, широко известными итальянским мастерам того времени, создает Андреа иллюзию пространственности. Этой же цели служит и расположение фигур правой группы.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв