Живописная манера владимирских пейзажистов

Фрагмент

Живописная манера владимирских пейзажистов (Бритов, Кокурин, Юкин, Модоров, Егоров, Левин, Лукин, Корес) уже определилась и прочно сложилась. В этом истоки и их силы, и их слабости. Слабости, потому что отдельные удачно найденные приемы и цветовые соотношения порой переходят у них из работы в работу, декоративность некоторых произведений становится самодовлеющей и подменяет глубину содержания, жизнерадостность и яркость цвета скрывает порой конструктивную нечеткость рисунка. Силы, потому что лучшим полотнам владимирцев свойственны образное и поэтическое начало.

Они далеки от иллюстративности, от прямой «зеркальной» похожести изображения и натуры. Иногда художники пренебрегают частностями, обобщают и упрощают изображение. Но делают это для того, чтобы лучше передать внутреннюю сущность пейзажа. Содержание их произведений полностью раскрывается не только в интерпретации и широком осмыслении натурных мотивов, но и в мелодике тоновых сочетаний, вызывающих волны ассоциаций.

Как правило, они пишут только то, что им нравится, что они любят, поэтому их произведения окрашены духовной теплотой, а их эмоциональный строй всегда приподнято-радостен. Каждая из картин — это об¬разное трактованное воссоздание подлинной действительности, насыщенное личными чувствами художника, служащее выражением его заветных мыслей.

Когда владимирские пейзажисты только начали экспонировать свои произведения, около их работ на выставках загорались дебаты, шпагами скрещивались мнения. Одни восторженно приветствовали их. другие упрекали художников в нарочитой «пестроте», в том, что они неверно воспроизводят природу, неправомерно уходят от классических традиции русского пейзажа.

фрагмент картины

 

Спорить не приходится, такие традиции существуют. А. К. Саврасов и Ф. А. Васильев, И. И. Левитан и М. В. Нестеров приучили зрителей воспринимать русскую природу как мир задумчивой и тонкой лирики — влажного поблескивания утренних лугов, серебристого мерцания предвечерних степных далей, тишины и покоя отдыхающих полей.

Лирической проникновенностью отношения к миру наполнены полотна Васильева; умением увидеть за бытием природы человеческие чувства отличались произведения Нестерова; поэтической одухотворенностью картины Левитана. Цветовая гамма их была сдержанной, несколько приглушенной. Светлая умиротворенность уживалась в этих пейзажах с таинственной печалью и волнующей недоговоренностью. «Вы чувствуете, что жить хорошо и что жить грустно. Воспоминания мягко улыбаются надеждам и разочарование поет песню примирения»,— писал А. В. Луначарский о полотнах Левитана.

Эти произведения вошли в золотой фонд русского искусства, живописное мастерство их авторов, их умение передать вневременную красоту русской земли сделало их классическими. И все же те зрители, которые, ссылаясь на них, осуждали владимирских пейзажистов, были неправы.

Русская природа знает не только нежно-элегические состояния, она бывает и яркой, радостной, праздничной. И владимирцы не первыми подметили это. В русской пейзажной живописи, наряду с традициями Васильева и Саврасова, Левитана и Нестерова, существуют и другие: традиции художников, давших в своих произведениях декоративное, красочно-оптимистическое толкование родной природы. В их полотнах нет сосредоточенной тишины, нет смягченных тонов. В них — энергичные напряженные ритмы, контрастное сопоставление зачастую локальных ярких цветов, романтическая приподнятость, выявление земной мощи и утверждение всепобеждающей радости бытия.

 

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью





Другие арт работы художников в галерее:





Один комментарий

  1. womanblog пишет:

    Не случайно у владимирских художников главный узел, центр композиции — какое-либо здание или дерево — часто являются и наиболее интенсивными по цвету. Но особенно важную роль в их полотнах играет цветовой ритм. Художники не боятся повторять пятна одного и того же тона, развертывая их на полотне. Характернейшим приемом владимирских пейзажистов является использование высокого горизонта и высокой точки зрения.

Ваш отзыв

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.