Крестьянская тема

Венецианов «Спящий пастушок»

 

Тему жизни деревни и тяжелого крестьянского труда, популярную в начале XIX в., наиболее глубоко развил великий русский живописец Алексей Гаврилович Венецианов.

Художник не имел специального образования. Его первый учитель неизвестен. В юности он много копировал, и какое-то время учился под руководством В.А.Боровиковского. Чиновник, сын небогатого московского купца, Венецианов в 1815 году купил имение в Тверской губернии, оставил службу и весь отдался живописи и обучению молодых художников, преимущественно крепостных крестьян и сыновей мещан. Обращение Венецианова к уединенной деятельной жизни в деревенской тиши было не только выражением его личных склонностей, но и своеобразным знамением времени. В этом звучат отголоски новых умонастроений, появившихся в это время, когда у лучших людей эпохи наступило разочарование в возможностях открытой, истинно полезной деятельности на общественном поприще.

Интерес к русской деревне, жизнь на природе, обучение молодых людей из беднейших слоев народа – все это имело свои истоки в передовых воззрениях той эпохи.

В творческих и педагогических принципах художника получил развитие лозунг приближения к природе, к натуре, к действительной жизни, характерный для передовых эстетических взглядов начала столетия. Именно в искусстве Венецианова бытовая картина на сюжет из жизни русского крестьянства получает широкое народное признание.

Венецианов далек от объективного раскрытия противоречий общественного положения русского простолюдина. Как и Тропинин, он обращается к позитивной сущности образа русского человека из народа, к его человеческому достоинству, к поэтической цельности его духовного мира. Помимо столь излюбленного Тропининым поясного изображения Венециановым разрабатывается сюжетная жанровая картина.

Первые опыты в бытовом жанре были сделаны художником в графике. Известна его серия рисунков уличных сцен. Тесно соприкасается с проблемами бытового жанра и его карикатура. Особенно интересен лист «Вельможа» из изданного Венециановым «Журнала карикатур». Обличительный, резкий тон сатиры вызвал запрещение журнала. Карикатуры Венецианова времен Отечественной войны высмеивают французоманию русского барства: едкие листы «Деятельность француженки в магазине» или «Мадамов из Москвы вить выгнали».

Присущая этим офортам манера – острый, колкий штрих, резкая шаржированность образа – осталась у Венецианова в пределах его сатирической графики и данной темы. Весь круг впечатлений и понятий, связанных в его представлении с миром крестьянина, находит выражение в художественных приемах, лишенных какой-либо утрировки. Даже в изображении людей немощных и старых, т.е. в случаях, где бытовой жанр XVIII в., по традиции идущий от живописи эпохи барокко, допускает острохарактерные формы, доходящие до гротеска, Венецианов остается в пределах своей концепции: стремление к непосредственности в передаче модели не выходит за пределы поэтической трактовки образа и общей темы.

Талант художника раскрыт в его лучших произведениях 1820-1830 годов, в его небольших картинах. В первой картине «На пашне» стройная молодая крестьянка в нарядном сарафане и малиновом повойнике, горящем на фоне голубого весеннего неба, ведет запряженных в борону лошадей, оглядываясь на своего ребенка, играющего синими подснежниками на краю пашни. Изображенная женщина - образей русского классицизма. Однако черты идеалы звучат так мягко, не назойливо, что поэтический образ женщины органично связан с пейзажем.

Еще более конкретен пейзаж в картине «На жатве. Лето», с его ровными линиями далекого горизонта, широким, уходящим в глубину желтым полем со склоненными спинами жниц и дорожкой, идущей мимо хозяйственных построек.

 

Венецианов «На жатве. Лето»

Далее...

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.