Свет Караваджо

Вакх с чашей в руках. Около 1593 г

Микеланджело Меризи де Караваджо (1573-1610) получил свое имя в честь городка Караваджо в Ломбардии, где он родился. Считается, что Караваджо был человеком сильного характера, неуживчивым, упорным, целеустремленным. Это не могло не повлиять на его работы. Поначалу не принадлежавший ни к одной из художественных школ того времени, с самых ранних произведений Караваджо противопоставлял образам и возвышенности маньеризма и академизма реализм, бытовые мотивы. На картинах Караваджо изображены не аристократы с изысканно-тонкими чертами лица, а простые люди, которых можно было встретить на улицах в ту эпоху. Его модели - «уличные мальчишки» с грубоватой, но благородной красотой, предстающие в разных образах. Особенно Караваджо любил образ Вакха. Недаром привыкшие к живописи другого «сорта» окрестили Караваджо «разрушителем живописи», а также «живописцем реальности».

Однако на этом нововведения Караваджо в искусстве далеко не заканчивались. Среди прочего, он стал создателем самого первого натюрморта в живописи Италии - «Корзина с фруктами» (1596 г.)

Корзина с фруктами - Караваджо
Художник стал одним из первооткрывателей «кьяроскуро» - контрастное противопоставление света и тени, и делал это настолько мастерски, что до сих пор этот прием ассоциируется с его именем.
Далеко не все признавали достоинства художественного гения Караваджо. Гораздо проще для критиков было выискивать недостатки. Однако, несмотря на общую настороженность, его искусство все же оказало большое влияние на многих художников — например, последователей неаполитанской школы живописи I половины XVII века — Кавадлино, Станционе.
Сложилось даже самостоятельное направление в европейском искусстве XVII века под названием «караваджизм». Для этого течения были характерны демократизм, материальность изображения, повышенное внимание к реалистичности в ущерб образности. Важную роль в направлении играла светотень, жанрово-бытовые сюжеты. В Италии наиболее сильно караваджизм проявился в творчестве О. Джентилески и его дочери Артемизии.
Но еще значительнее было влияние Караваджо за пределами Италии. Мало какой живописец той эпохи не подпал под «витающие в воздухе идеалы караваджизма». Последователями Караваджо были: в Италии — Х. де Рибера, в Германии — А. Эльсхаймер, в Голландии — Г. Хонтхорст, Х. Тербрюгген... Через этап караваджизма прошли и многие другие знаменитые художники, такие, как П. Рубенс, Д. Веласкес, Х. Рембрандт ван Рейн.
Караваджо, несомненно, многое сделал для развития как итальянской, так и европейской живописи. Его можно любить или ненавидеть, но оставаться полностью равнодушным к его творчеству и не признавать его заслуг невозможно.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв