Творчество Серова

Валентин Серов. Ифигения в Тавриде, 1893

И вот в этом 2012 году в Москве представилась еще одна возможность для оценки и сопоставления великих художников.

Репин, может быть, более глубокий психолог в своих портретах. Врубель, наверное, более гениальный акварелист. Сомов интереснее как рисовальщик. Все они в своих определенных пристрастиях доходили до крайности. Серов же никогда не увлекался никакой крайностью до такой степени, чтобы забыть главное – писать «отрадное».

Вот, казалось бы, политическая вещь «Солдатушки, бравы ребятушки…». Да, у него была определенная гражданская позиция. Была определенная цель, определенная заданная тема. Но главным в этой работе остается сама красота, Серов руководствуется прежде всего эстетическими критериями. И когда мы смотрим на эту работу, мы видим прежде всего не политический памфлет, а красивый силуэт всадника в центре.

Творчество Серова – воплощение «золотой середины». Практически никогда он не впадает в крайности. В своих работах он передает чувство – но не чувствительность. Чувство – но не страсть и не бесстрастие. И не пристрастие.

Серов никогда не очаровывается сверх меры, сохраняет трезвую голову и расчет. Но не сухую и банальную расчетливость, а именно способность к трезвой аналитике. Не злоупотребляет он и заумным психологизмом.

Да, Серов блестящий живописец, бесспорно. Но живопись не была для него всем, как для Коровина. Бумага, карандаш, перо увлекали Серова не менее, чем холст и краски. Более того. В рисунках художника гораздо очевиднее проявляется гигантская работа, «кухня» большого мастера, которые так наглядно позволяют проникнуть в святая святых – творческий процесс матера, методику его работы, сам процесс рождения очередного творения.

«Серовская форма, являющаяся своего рода самоцелью, имен¬но от этого оказывается содержательной, полной внутреннего глубокого смысла и образного значения. Во многом здесь помогают художнику твердые принципы стиля, о котором Серов всегда думал, который он создавал вместе с современниками. Характерно то обстоятельство, что этот стиль получил свое наиболее полное выражение в графике» (Д.В. Сарабьянов. Валентин Серов. М., Арт-Родник, 2000, с.16)

У Серова нет настолько ярко выраженной индивидуальной манеры, как, например, у Врубеля или Сомова, или того же Коровина. Но есть свой почерк, свой стиль. Его искусство строго классично. Оно обращено к вечным, общечеловеческим, непреходящим ценностям. Все сиюминутное, обращающее на себя внимание Серова, окружающая его действительность, бытовая среда – в его работах все это переплавляется в нечто обобщенное, он сбрасывает все наносное, случайное, преходящее.

Деревня 1898 - Валентин Серов

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв