Рациональность Серова

Валентин Серов. Похищение Европы. 1910
В работах Серова рассудочное не доходит до предела. Оно не обжигает, а согревает мягким теплом. А «темень тмущая» чувственного, иррационального у него остается в пределах освежающей тени.

При удивительном мастерстве живописца и рисовальщика, никогда - любование этим мастерством.

Любая работа вдохновлена натурой – человеком, пейзажем, животными. Из «головы» - практически никогда.

Кто и как влиял на формирование Серова? Репин как первый учитель дал своему ученику реалистическую школу как таковую и мастерство академического рисунка. От Репина же, безусловно, психологизм портретов Серова (в отличие от «мироискусников»). Когда же произошло знакомство художника с мастерами «Мира искусства», в его творчестве появляется чувство декоративного. Черты стилизации, преобладание графических приемов над живописными, « декадентское» понимание цвета, своеобразная театрализация композиционно-пространственных построений – все эти характерные для «мироискусников» качества обогатили и творчество Серова.

Наглядный тому пример на выставке – рисунки к «Похищению Европы». Как показательна эволюция лица Европы: в первых набросках лицо дано со всем реализмом, даже психологической характеристикой. На последующих же оно постепенно становится все более условным, превращается в маску. Таким оно останется и в окончательном варианте картины.

Но главным качеством художника Серова остается живая непосредственность, потрясающая жизненность его образов: людей, природы, животных. А это уже его собственное качество, его собственная особенность и как человека, и как художника.

Эти качества Серова особенно наглядно демонстрируют мастерски исполненные иллюстрации к «Басням» Крылова и характерные этюды натурщиц, выполненные в Париже.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью





Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.