Портреты Серова

Автопортрет Валентин Серов

Весной 2012 года прошла выставка графики В.А. Серова в залах Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке. А летом – большая персональная выставка живописных работ К.А. Коровина на Крымском Валу.

Рисунки Серова и живопись Коровина. График Серов и живописец Коровин. В этом можно усмотреть определенный смысл и лишний повод для сравнения.

Первый из шести залов выставки посвящен изображениям самого Серова. Мы видим как его портреты работы И.Е. Репина, М.А. Врубеля, В.М. Васнецова, В.В. Матэ, Н.П. Ульянова, Л.О. Пастернака, Н.Я. Симонович-Ефимовой, неизвестного художника, так и автопортреты. Возрастной диапазон модели велик: Серов предстает перед нами 14-15 летним мальчишкой и в последний год жизни. Есть и посмертное его изображение на пастели Л.О. Пастернака 1916 года.

Каким же вырисовывается образ Серова, исходя из этих работ? Прежде всего очень и очень неоднозначным. На одних портретах перед нами предстает серьезный, даже мрачноватый человек, строгий, недоверчивый, упрямый. Таким мы видим художника на его карандашном автопортрете 1879 года. Несмотря на юный возраст, модель поражает своим прямым пристальным взглядом, очень тяжелым и не по годам серьезным. На портрете работы Репина 1901 года (углем на холсте) мы замечаем складку между бровей, угрюмый, недоверчивый взгляд, слегка усталый, слегка сердитый, слегка жалобный, и очень грустный.

Репин - Портрет художника В.А. Серова. 1901

А в других работах мы видим совсем другого человека…

Вот два офорта В.В. Матэ. На первом из них, 1909 года (офорт, акватинта, гравированный с акварельного портрета Серова того же года), Серов хотя и суров, не весел, но мы не видим боли и тоски в глазах, как на репинском портрете. Взгляд кажется не то чтобы пустым, скорее - отрешенным.

А с другого офорта, начала 1910-х годов, художник предстает неожиданно почти светским господином, в котелке, с тростью, одетый очень даже «comme il faut».

И совсем иным мы видим Серова на портрете неизвестного художника 25.01.1902 года, (тушь, перо, графитный карандаш). Четкий профиль, решительный, энергичный, нет ни вальяжности, ни лени, ни расслабленности. Может, потому, что он за работой? Наверняка поэтому.

Валентин Серов. Автопортрет. 1885

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью





Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.