Образ Серова во вспоминаниях

Валентин Серов. Стог сена

Интересно сравнить облик Серова с тем образом, который рисуется во воспоминаниях друзей, матери, современников, в скупых высказываниях самого Серова о себе и своем творчестве. А образ складывается опять-таки неоднозначный, сложный. С одной стороны, Серов представляется нам как человек необыкновенно серьезный, угрюмый, неисправимый трудоголик (сказали бы мы сегодня), рисующий при каждом удобном случае.

С другой стороны, есть иной Серов. Любящий розыгрыши и шутки. Талантливо представляющий зверей и людей. Абсолютно неспособный к точным наукам и латыни, но охотно, с увлечением и очень талантливо пишущий сочинения по русскому языку.

Шаляпин в «Страницах моей жизни» так описывает Серова: «С виду это был человек суровый и сухой. Я даже сначала побаивался его, но вскоре узнал, что он юморист, весельчак и крайне правдивое существо» (Аркадий Кудря. Валентин Серов. М., Молодая гвардия, 2008, с.172)

Но ни суровость, ни веселье не поглощали Серова настолько, чтобы отвлекать от главного – поиска «отрадного», как в жизни, так и в творчестве.

Серов не увлекался никакими крайностями. Всегда – классика. Золотая середина. А это очень и очень не просто.

Ведь в искусстве если преобладает рассудок, разум, трезвый и холодный, то оно рискует быть ослепленным палящим светом, ярким и беспощадным. А если, напротив, в искусстве преобладает чувства, то оно снова рискует; в этом случае – погрузиться во тьму неведомого, холодную и сырую.

Валентин Серов "Заросший пруд. Домотканово", 1888

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью





Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.