Оноре Викторьен Домье

ОНОРЕ ДОМЬЕ

Оноре Викторьен Домье, сын стекольщика, родился 26 фев­раля 1808 года в Марселе. Материальные затруднения семьи, впавшей в бедность после окончательного переезда в Париж в 1816 году, заставили его еще ребенком зарабатывать на хлеб и помешали получить систематическое художественное образование. Правда, в детстве Домье недолго учился у художника Лену ара, а в юности посещал урывками частную академию Сюис. Однако копирование античных слепков у Ленуара и рисование в ателье Сюис профессиональных натурщиков, с их заученными жестами и по­зами, мало повлияли на его дальнейшее развитие. Впоследствии Домье не раз высмеивал в карикатурах живописцев, бессильных перед живой моделью, поминутно изменяющей позу; сам художник никогда не рисовал с натуры, а лишь запечатлевал в памяти увиденное, что давало ему возможность синтезировать самые неожиданные движения, позы и мимику человека.

Гораздо больше, чем непосредственные учителя, оказали воз­действие на творчество Домье произведения передовых художников-романтиков, а также живопись мастеров XVIIвека и античная скульптура, которые он изучал, часто посещая Лувр. В конце 1820-х годов определились склонности художника. Он стал зани­маться литографией под руководством опытного мастера Рамеле и вскоре приобрел известность среди издателей гравюр.

Это были годы напряженной борьбы французского народа с реак­цией. После революции 1830 года захватившие власть банкиры и биржевики посадили на престол своего ставленника Луи Филиппа Орлеанского. Во Франции нарастала революционная ситуация. Воз­никавшие один за другим антиправительственные журналы нужда­лись в острой политической карикатуре. В 1830 и 1832 годах прогрессивный издатель Филипон основал сатирические листки «Карикатюр» и «Шаривари», куда привлек лучших писателей, среди них Бальзака, и рисовальщиков — Домье, Травьеса, Гранвиля и других, которые вели яростную борьбу с правительством; уже тогда Домье отличался от товарищей глубиной замыслов и зрелым мастерством исполнения.

Общественное значение художественного наследия Домье очень велико. Его творческий путь отражает историю борьбы француз­ского народа за демократическое преобразование своей страны, начиная от революции 1830 года и кончая франко-прусской войной и Парижской коммуной 1871 года.

Не менее значительна роль художника в разработке реалистического метода в изобразительном искусстве XIX века.

Надо принадлежать своему времени - написал Оноре Домье на книге, подаренной другу. Этими слова­ми великий французский художник XIXвека опреде­лил круг своей тематики и свою роль в борьбе за реализм. В самом деле, не было ни одной существенной проблемы современности, которой не коснулось бы его мощное и выразительное искусство. В этом он, пожалуй, похож па своего соотечественника и друга Оноре Бальзака. Даже тот факт, что в творчестве Домье, одного из самых одаренных живописцев и скульп­торов XIXвека, преобладающую роль играла сатирическая графика, свидетельствует об его глубокой связи с современностью, потому что графика была тогда самым передовым и действенным видом искусства.

Поделись с друзьями ссылкой, чтобы почитать статью



Другие арт работы художников в галерее:





Ваш отзыв